РУССКИЙ    |    ENGLISH

Элемент не найден!

СТАТЬИ

Тайные игры: хождение по кругам

Статья написана в процессе подготовки к изданию партитуры Второй симфонии А.П. Бородина в авторской редакции. В 1930-е годы эта работа уже была выполнена П.А. Ламмом, но осталась неизданной. Позднее к авторской редакции симфонии обращались некоторые музыковеды и дирижеры, однако вплоть до 2008 года опубликованных исследований на русском языке не появлялось. В официальной же историографии доминировало мнение, что изменения, внесенные Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым в посмертное издание партитуры, были авторизованы. Изучение рукописных источников, а также истории создания и прижизненных исполнений симфонии показывает, что это мнение неверно.

Премьера на русской сцене «Манон» Массне: К истории сценической судьбы, или причуды успеха

Статья воссоздает обстоятельства премьер оперы «Манон» Массне в Париже и Санкт-Петербурге (1884, 1885). В конце XIX – начале ХХ века французский композитор был на вершине мировой славы, но в России ему не слишком повезло, и эта ситуация сохраняется до настоящего момента. Привлечение большого количества малоизвестных и вовсе неизвестных источников помогает многое прояснить в этих важных эпизодах истории русского оперного театра XIX века.

Премьера второй редакции «Леди Макбет Мценского уезда»: действующие лица и исполнители

В статье впервые подробно прослеживается история подготовки к сценическому воплощению второй редакции оперы Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в 1963 году. Рассматривается роль инициатив руководства ленинградских и московских театров, Союза композиторов СССР, представителей творческой общественности и чиновничьего аппарата. Впервые приводятся документы, свидетельствующие о намерении миланского театра Ла Скала представить вторую редакцию сочинения на сцене, выдвигается гипотеза о причинах срыва данных намерений и позиции композитора по этому вопросу.

Из опыта комментария к текстам музыкантов: «медленное чтение» или чтение с остановками?

В статье в очередной раз аргументируется разрабатываемый автором подход к комментарию вербальных и музыкальных текстов. Характеризуются пути современной модификации известного метода «медленного чтения» и его превращение в метод «чтения с остановками». На материале нескольких комментариев, относящихся к самым различным сферам музыкознания и музыкальной культурологии (факты биографий М.И. Глинки и А.С. Пушкина, отношение к обиходному напеву в одном из песнопений «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова, переломный момент в творческой биографии пианиста В.С. Горовица и проч.), продемонстрирована жизнеспособность предложенной автором концепции комментария и, в частности, возможность с ее помощью по-новому интерпретировать тексты музыкантов.

Директор императорских театров А.М. Гедеонов: московские истоки Санкт- Петербургской театрально- административной карьеры (продолжение) Неизвестный «роговой проект» и его судьба

Рассматривается неизвестный ранее эпизод истории русской роговой музыки и роль в нем А.М. Гедеонова. Впервые восстанавливается маршрут европейских гастролей русского рогового оркестра в 1830-е годы и контрактные условия, принятые на себя музыкантами. Устанавливается значение А.М. Гедеонова, И.Н. Утермарка и П.М. Козлова как инициаторов и организаторов поездки. Анализируются особенности концертной деятельности исполнителей, программа их выступлений, а также отношение европейской публики к русским музыкантам и русскому роговому искусству.

Микротоновые системы в отечественной и зарубежной музыке

Проблемы истории и теории музыки, оперирующей интервалами меньше полутона, рассматриваются в пяти очерках: «Из истории микрохроматики», «“Микровселенная” звука. Акустические и эстетические основания музыкальных систем», «О гармонии в микрохроматике», «Учение о гармонии Алоиса Хабы» и «Микрохроматические системы».

Опера Мусоргского «Борис Годунов» на пути к сцене Мариинского театра (1874): факты, герои, версии

Судьба оперы Мусоргского «Борис Годунов» на сцене Мариинского театра (1874) рассматривается с точки зрения Дирекции Императорских театров, цензурного ведомства, Театрально-литературного комитета и исполнителей, занявшихся судьбой произведения мало известного в ту пору отечественного автора. Сопоставленные факты позволяют открыть новые подробности и неожиданные повороты в развитии хрестоматийно известной истории. Особое внимание уделяется обстоятельствам возникновения «мифа об опере “Борис Годунов” и его авторе, Мусоргском». Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Русская Императорская опера. Повседневная жизнь».

Музыкальные баталии в России

Статья посвящена музыкальным баталиям – жанру, весьма популярному в XVIII и начале XIX в. Самым знаменитым произведением такого рода является «Победа Веллингтона, или Битва при Витории» Бетховена. В статье рассматриваются музыкальные баталии, написанные в России в начале XIX века. Дается характеристика батального жанра в музыке, анализируются некоторые произведения Д. Штейбельта, Пачини, неизвестных авторов. В приложении помещен каталог батальных пьес, изданных в России в 1812—1828 годах.

Об ориентализме в опере Стравинского «Соловей»

Статья посвящена феномену ориентализма в опере Стравинского «Соловей» (1908—1914). Мистифицированная китайская манера, присущая музыкальному языку сочинения, анализируется в контексте европейской традиции chinoiserie; эволюция ориентальной идиомы Стравинского в рамках семилетней истории создания оперы рассматривается на широком фоне художественной жизни Санкт-Петербурга и Парижа начала ХХ века.

Джачинто Шельси

Первый на русском языке очерк жизни и творчества итальянского композитора – аристократа и «варвара», ультрамодерниста и неоархаиста, католика и буддиста – Джачинто Шельси (1905—1988), с разбором его музыки всех жанров и творческих периодов, характеристикой его эстетических взглядов и мировоззренческого кредо. Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Маргиналы музыки XX века».

Музыкальная эмблема в эпоху иконического поворота: к современной истории одной барочной темы

В статье обсуждаются различные варианты преломления в современном культурном пространстве семантики Арии “Erbarme dich” («Сжалься», № 47) из «Страстей по Матфею» И.С. Баха. Во второй половине ХХ – начале XXI века баховская тема оказалась частью самых разных художественных явлений: кинематографических саундтреков, академических музыкальных композиций, синтетических постмодернистских проектов. Эмблематическая сущность темы откристаллизовалась в контексте оппозиций сакрального / профанного, высокого / низкого, естественного / искусственного…

О музыкальной истории и семантике полночи

В статье прослеживается история, семантика, особенности поэтики музыкального воплощения образа полночи, от XIX века до наших дней, включая «неоготические» трактовки. Важной причиной внимания к избранной теме является формирование диктуемых ею экстремальных и острохарактерных выразительных художественных средств.

К вопросу о применении термина «микротематизм» при анализе камерных сочинений Рахманинова и Брамса

Статья посвящена установлению черт структурного и композиционного сходства между камерными сочинениями Рахманинова и Брамса. Основой для аналогий служит использование обоими авторами метода так называемого микротематизма.

О восприятии Малера в Израиле: возвращение домой?

В статье прослеживается эволюция восприятия музыки Малера в подмандатной Палестине и Израиле: от сравнительно сдержанного отношения, обусловленного, в частности, идейными и религиозными разногласиями внутри израильского общества, до трактовки искусства Малера как своего рода символа возрожденного Израиля. Особое внимание уделено произведениям современной израильской литературы, содержание которых так или иначе связано с музыкой Малера.

Посткомпозиция XVI века: на пути к авторскому опусу

Посткомпозиция – преобразование ранее сочиненного музыкального текста – была распространена в исполнительской (часто импровизаторской) практике XVI века и относится к кантусному типу творчества, свойственному средневековой и ренессансной культуре в целом. Однако практика XVI века показывает, что в ее недрах созревал новый тип композиции, отразивший изменение мировоззрения, индивидуальной, в духе Нового времени, самоидентификации личности. В статье показано, как внеавторский – комментирующий – тип творчества перерастает в авторский, а «сырой», подлежащий аранжировке текст – в готовый авторский опус. На этом промежуточном этапе возник целый культурный пласт, который еще не получил достаточного освещения в музыковедении.

В назревавшем культурном переломе сыграли свою роль все ряды музыкантов эпохи Возрождения – исполнители (профессионалы и любители), издатели и составители сборников музыкальных переложений, композиторы и, наконец, нарождающийся институт слушателей-меломанов, определивших эстетический вкус времени и указавших путь к Новой музыке.

Посткомпозиционное преобразование произведения стало актуальным для нашего времени методом творчества, но только с противоположной тенденцией: от авторского опуса к интерпретации, комментарию избранного готового текста.

Рецепция Альбана Берга в СССР

Рецепция музыки Берга в России 1920–1930-х годов определяется ленинградской премьерой оперы «Воццек», которой посвящены исследования И.А. Барсовой и О.А. Бобрик. Вместе с тем за их рамками остается довольно большой круг материалов преимущественно из зарубежных архивов: частная переписка, мемуары, статьи в журналах и газетах. Нуждаются в прояснении неосуществленные планы дальнейших постановок «Воццека» в городах СССР, факты исполнения других сочинений композитора, а также некоторые обстоятельства написания и публикации статей Берга, предназначенных для России. В статье предпринята попытка осмысления доступного сейчас круга источников, намечены перспективы дальнейшего исследования рецепции Берга в России.

Воспоминание

Комментированный перевод главы из монографии выдающегося немецкого философа, социолога и музыковеда Теодора Адорно (1903–1969), некоторое время бывшего учеником Берга по композиции. Один из наиболее умных и тонких знатоков творчества учителя, Адорно стал автором многочисленных статей о его творчестве, впоследствии объединенных в книгу «Берг. Мастер незаметного перехода». В основу «Воспоминания» положен некролог, написанный Адорно в 1935 году, и завершенные 20 лет спустя мемуары. Перевод с немецкого и примечания Ю.С. Векслер. На русском языке публикуется впервые.

Комический театр Георга Филиппа Телемана

Работа посвящена рассмотрению ключевых особенностей театрального стиля Г.Ф. Телемана на примере его комических опер.

Социальное обеспечение артистов русской императорской оперы

В статье рассматривается процесс формирования и функционирования системы пенсионного обеспечения артистов Императорских театров. Особое внимание уделено определению специфики артистических пенсий в сравнении с пенсиями общегражданскими и придворными.

Существенное место занимает анализ характера и объема социальной поддержки артистов в случае их болезни, а также, – вдов и сирот артистов, остававшихся без кормильца.

Теория интонации и исследования о музыкальном жесте: перспективы взаимодействия и синтеза

Среди современных работ о жесте в музыке, есть ряд концепций, весьма близких к теории интонации. Основная задача статьи — выявление аналогий между ними, с целью наметить пути их возможного взаимодействия и синтеза. В статью включён краткий обзор работ и высказываний о жесте крупных мыслителей XX века; затем, дана общая картина исследований о музыкальном жесте последних трёх десятилетий. Особый раздел отведён роли жеста в творчестве современных композиторов академического авангарда. В центральной части статьи разбираются теории музыкального жеста Р. Хаттена, А. Кокса, М. Эмберти и нескольких других авторов. Последние два раздела посвящены моей собственной концепции «отпечатка» жеста в музыкальном пространстве, а также вытекающим из неё возможностям анализа исторического развития музыкального искусства в XX веке.

Бернхард Поллини как зарубежный импресарио Чайковского

Имя Бернхарда Поллини, одного из самых влиятельных и знаменитых театральных деятелей конца XIX века, в справочной и специальной литературе о музыке и театре встречается не часто. Однако именно он на протяжении четверти века определял жизнь крупнейшей музыкальной и театральной столицы Европы – Гамбурга; он же стал одним из первых пропагандистов русской музыки в Германии. В настоящей статье впервые делается попытка восстановить историю его взаимоотношений с Чайковским. В основу исследования положена неопубликованная корреспонденция Поллини из клинского архива. Привлечение зарубежной музыкальной периодики того времени помогает дополнить биографию Поллини и выдвинуть некоторые новые гипотезы.

«В эфире чистом и незримом» (1994): тексты, подтексты и интонации в фортепианном квинтете александра кнайфеля

«В эфире чистом и незримом», строфы с Тютчевым для фортепиано и струнного квартета» (1994)— ключевое произведение в контексте зрелого творчества русского композитора Александра Кнайфеля. Аскетизм выразительных средств и статичный, почти инертный характер гармонии не противоречит тому, что произведение заключает в себе сложный комплекс смыслов. Автор использует разнообразные методы — как музыкальной, так и отчасти лингвистической природы, — не только для того, чтобы передать эти смыслы и облегчить их восприятие, но и для того, чтобы завуалировать их. Некоторые из использованных методов достаточно радикальны и направлены на то, чтобы расширить функции как исполнителя, так и слушателя. Значительная часть позднего творчества Кнайфеля остается неопубликованной; эта статья — первый анализ данного произведения и первое углубленное исследование этих методов, осуществленное в контексте кнайфелевского подхода к музыкальной семантике.

Образование историков музыки: прошлое, настоящее и будущее

Положение в области образования историков музыки оценивается автором как катастрофическое — прежде всего потому, что в консерваторских программах уделяется совершенно недостаточно места изучению музыки Античности и Средневековья, а также музыки неевропейских культур. Вследствие этого понятия и категории, важные для новоевропейской музыки, сплошь и рядом трактуются неверно, поскольку их преемственная связь с музыкальным мышлением далекого прошлого остается непонятой или не выявленной. Автор прослеживает историю того, как складывалось подобное положение, намечает возможные пути его преодоления и приводит позитивные примеры из недавней практики Санкт-Петербургской консерватории.

Рахманинов и грамзапись

Статья посвящена анализу взаимодействия Рахманинова и американской индустрии звукозаписи. Рассмотрен процесс развития грамзаписи в XX веке, ее значение для исполнителей и композиторов.

Жан Барраке (1928–1973)

Первый на русском языке очерк жизни и творчества французского композитора, ученика Мессиана Жана Барраке (1928–1973). Будучи стойким приверженцем серийной техники и пуантилизма, Барраке ставил перед собой только задачи высшей степени сложности и, ориентируясь прежде всего на Бетховена, работал только в крупных, монументальных формах; его зрелое наследие состоит из шести завершенных партитур, три из которых вдохновлены философским романом Германа Броха «Смерть Вергилия». Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Маргиналы музыки XX века».

М.Г. Арановский: учение о мелодии

В статье анализируется теория мелодического синтаксиса, разработанная выдающимся российским музыковедом М. Г. Арановским (1928–2009), и разъясняются причины того, почему эта теория оказалась невостребованной в практике консерваторского преподавания.

Верлибр Александра Блока и проблема его музыкальной интерпретации

Статья посвящена проблеме музыкальности поэзии и, в частности, анализу «звукосмысла» стихотворения-верлибра А. Блока. Утверждается, что, внешне приближаясь к прозе, по сути верлибр у Блока остается стихом и — более того — поэзией в полной мере. Особенности музыкального воплощения поэтической интонации верлибра рассмотрены на примере трёх композиторских прочтений стихотворения «Ночь. Город угомонился…» (А. Раскатова, А. Бузовкина, Г. Банщикова).

Русское музыкальное присутствие в Испании. Антон Рубинштейн и Игорь Стравинский

История гастрольных поездок в Испанию и выступлений перед испанской публикой двух крупнейших российских музыкантов рассматривается в широком контексте развития музыкальной культуры страны, становления ее композиторской и исполнительской школы, контактов с крупнейшими мировыми звездами, а также особенностей концертной жизни этого времени. В статье использован неизвестный ранее иллюстративный материал.

Стравинский в стиле Español

Исследование – первая в отечественной литературе попытка системного анализа проблемы «Испания в рецепции Игоря Стравинского». В ней учитываются: воплощение испанской тематики в творчестве И. Стравинского, его отклик на явления испанской музыкальной культуры и испанского художественного менталитета, круг испанских контактов композитора в сфере искусства.

Испанские связи Сергея Прокофьева

В статье раскрываются различные аспекты темы «Прокофьев и Испания» – от детских лет композитора, изучения испанского языка в юности и знакомства с музыкой испанских композиторов-современников до встречи с Линой Любера. Анализируются истории различных творческих замыслов С. Прокофьева, связанных с испанской тематикой и его контакты с испанскими музыкантами.

Испанские балеты Леонида Мясина

В очерке представлена история знакомства с Испанией выдающегося танцовщика и хореографа Леонида Мясина. Анализируются балеты Л. Мясина, созданные как его отклик на эти впечатления. Вклад Л. Мясина в хореографическую разработку испанской темы автор характеризует как наиболее значительный среди известных обращений к ней на балетной сцене.

Об одном из Российских проектов Висенте Мартин-и-Солера: «Федул с детьми» в фондах библиотеки Мариинского театра

На основе изучения партитуры-автографа комической оперы «Федул с детьми» Мартина-и-Солера (в соавторстве с В. Пашкевичем, либретто Екатерины II) (1791) фиксируется участие в ее создании Джузеппе Сарти. Анализируются многочисленные редакционные автографы-правки Дж. Сарти на страницах данной рукописи. Высказываются предположения относительно причин участия в данном оперном проекте.

Опреа “Il dissoluto punito, ossia Don Giovanni Tenorio” Рамона Карнисера: к истории испанского музыкального театра первой трети XIX века

Статья посвящена возрожденной недавно в исполнительской практике опере «Наказанный распутник, или Дон Жуан Тенорио» одного из самых известных композиторов романтического периода в Испании Рамона Карнисера (текст Л. Да Понте). В статье предпринята попытка представить оперу, как важный этап в истории испанского музыкального театра. Подробно рассматривается либретто, выявляются точки соприкосновения с «моцартовским» текстом, раскрываются особенности драматургии и музыкального языка. Особое внимание уделяется рассмотрению традиций моцартианства и россинианства в Испании.

Образ истории в симфоническом творчестве М.А. Балакирева

В статье анализируется сочинение М.А. Балакирева, возникшее на основе темы, сообщенной ему М.И. Глинкой. Характеризуются различия двух его редакций, предпринимается сравнение с испанскими увертюрами М.И. Глинки. Автор приходит к заключению: в середине 1850-х годов глинкинская традиция в творчестве его непосредственных преемников претерпела значительную трансформацию. Обращается внимание на возникновение в раннем произведении М.А. Балакирева новой концепции истории, трактуемой в бескомпромиссно трагическом ключе. Это позволяет соотнести данный аспект исторического мировоззрения Балакирева с позднее сформулированной музыкальной историософией Мусоргского.

Рождение русской Кармен

В статье предпринята попытка воссоздать последовательность и художественный уровень постановок оперы Ж. Бизе «Кармен» в России, предшествующих ее исполнению на русском языке на сцене Русской Императорской оперы в 1885 году. Характеризуется доминирующее в ту пору восприятие «Кармен», сказавшееся на формировании определенной постановочной традиции. Приводятся сведения о первых спектаклях и первых исполнительницах титульной партии в России.

Кармен на советской оперной сцене

Статья посвящена истории рецепции оперы Ж. Бизе «Кармен» в советскую эпоху: рассматриваются особенности символизации образа Кармен в массовой культуре, возникновение новых коннотаций, обусловленных идеологическими и художественными контекстами времени. Анализируются также основные направления режиссерских интерпретаций оперы в 1920-30 е годы, адаптация ее идейно-художественных смыслов с помощью «слова о музыке». Сравнительный анализ сценических интерпретаций заглавной роли позволяет сделать вывод о непосредственном влиянии вербальных трактовок оперы на оформление постановочного и исполнительского канона воплощения «Кармен» на советской сцене.

Биографика композиторов екатерининской эпохи: соотношение документов, легенд и мифов

В статье рассматривается проблема биографики композито- ров екатерининской эпохи сквозь призму загадок, неясностей и неточностей. Освещаются вопросы мифологизации жизнеописаний известных музыкантов. В качестве самой показательной выбрана биография Березовского: рассмотрены самые уязвимые моменты описания истории жизни этого музыканта, выдвигаются аргументы pro и contra некоторых тезисов в научной литературе. Подчеркивается значение контекста для осмысления биографиче- ского текста. Предложены две таблицы, посвященные жизни и творчеству двух крупнейших композиторов того времени — Березовского и Бортнянского. Информация в таблицах распределена по разным колонкам: 1) сведения из документов и автографов (высокий уровень доверия исследователей), 2) сведения из свидетельств современников и близких потомков (средний уровень доверия), 3) сведения из художественной и научной литературы без документальных подтверждений (низкий уровень доверия исследователей).

Музыкальный театр экспрессионизма: к истории одноактной оперы

В статье исследуется развитие одноактной оперы в Германии и Австро-Венгрии на рубеже XIX–XX веков. Выявляются характерные особенности этой оперной формы, раскрывается ее связь с эстетикой экспрессионизма. В качестве основных объектов для анализа выбраны «Саломея» и «Электра» Рихарда Штрауса, «Ожидание» и «Счастливая рука» Арнольда Шёнберга. Эти сочинения рассматриваются в широком культурном контексте, в связи с музыкальным творчеством, философией, драматургией, живописью того времени.

Опера А.Ф. Львова «Бьянка и Гуальтьеро»

В статье впервые подробно рассматривается сценическая судьба первой оперы А.Ф. Львова «Бьянка и Гуальтьеро». Анализируются история ее успеха в Западной Европе и причины неблагоприятного отношения в России.

От «Отче наш» до «Отца народов» и далее: о хоровой музыке С.В. Евсеева

Статья основывается на архивных материалах и рассматривает ряд неизвестных сочинений С.В. Евсеева (1894–1956), крупнейшего ученого-музыковеда первой половины XX века, чье композиторское наследие ныне почти забыто. Церковные и светские хоровые партитуры этого автора дают повод к разговору о развитии великих традиций отечественной хоровой культуры, соединении черт «синодальной» и «консерваторской» школ Москвы, о творческом претворении их применительно к «социальному ангажементу» сталинской эры.

Приношение Кшиштофа Пендерецкого

В статье рассматривается Псалом 3 для хора без сопровождения Кшиштофа Пендерецкого — произведение, написанное им в 2015 году специально к столетию Геноцида армян в Османской империи.

Слово о музыке в русском зарубежье: аннотированный каталог статей русскоязычной газетной периодики рубежа и первой половины 1920-х годов (продолжение)

Настоящая публикация каталога материалов, вышедших в белградской русскоязычной газете «Новое время» за 1923 год, продолжает проект «Слово о музыке в Русском зарубежье: аннотированный указатель статей русскоязычной газетной периодики Русского зарубежья».

Старая тайна одной оркестрины

В статье описывается ход научной работы по истории покупки «оркестрины» Чайковских Музеем-усадьбой П.И. Чайковского в Воткинске. Исследование, опровергнувшее причастность инструмента к детству композитора, открыло много интересных фактов о происхождении инструмента и его появлении в экспозиции.

«Гамлет» Акимова и Шостаковича: «Шексперимент»

Музыка Шостаковича к нашумевшему в свое время спектаклю «Гамлет», поставленному Николаем Акимовым в московском Театре имени Вахтангова (1932), детально анализируется в своих часто противоречивых связях с режиссерскими идеями, которые, судя по архивным документам, по разным причинам не удалось реализовать в полной мере. Очевидно, Акимов не стремился превратить «Гамлета» в комедию или фарс; между тем его работа была воспринята (и все еще характеризуется в специальной литературе) скорее как пародия на шекспировскую трагедию, чем как «творческая интерпретация „Гамлета“ приемами нашего театра, с учетом конкретной обстановки эпохи Шекспира» (именно так ее рекомендовал сам режиссер). Что касается музыки Шостаковича, то она как раз была воспринята как наиболее «шекспировский» аспект всей постановки. Создав к постановке «Гамлета» партитуру, наделенную самостоятельной ценностью, Шостакович выполнил важнейший пункт собственной «Декларации обязанностей композитора» (опубл. 1931): не подчиняться требованиям режиссеров. Имеем ли мы основания утверждать, что Шостакович, следуя внутренним творческим побуждениям и избегая компромиссов, сочинил музыку, слишком хорошую для данного спектакля и поэтому невольно высветившую его недостатки? Чтобы проверить данную гипотезу, следовало бы полностью восстановить постановку, что в настоящее время практически невозможно.

«Рахманиновский» аккорд: истоки возникновения

Статья посвящена «рахманиновскому аккорду» — единственной краске гармонического языка Рахманинова, которая получила название «авторского» аккорда, причём уже в молодые годы жизни композитора. В статье рассматриваются научные трактовки этого аккорда и их противоречия, а также истоки его возникновения и причины, по ко-торым он занял в творчестве Рахманинова столь значительное место.

Армянское осмогласие и пение по хазам как феномены средневековой христианской культуры

Средневековая армянская гимнография основывается на тех же общих принципах, что и гимнография других церквей, но армянская гимнодия сохранила ряд архаических черт, по-видимому утраченных другими традициями. К числу важнейших категорий средневековой гимнографии относятся невменная (в армянской терминологии – хазовая) нотация и осмогласие – набор восьми канонизированных мелодических моделей, служащий исходным материалом для всей совокупности гимнических напевов. В статье, на примере армянской невменной нотации и армянского осмогласия, выявлены некоторые самые существенные характеристики архаической гимнодии. Показано, что в период позднего средневековья исходная строго упорядоченная, канонизированная система начала рушиться, открывая простор для индивидуального творчества. Статья призвана способствовать «демифологизации» так называемой проблемы хазов, которая в армянской литературе долгое время освещалась не вполне адекватно.

Прокофьев: размышления в связи с годовщиной и обоснование необходимости нового критического издания собрания сочинений

В настоящей статье рассматривается влияние цензуры на позднее советское творчество Прокофьева. В первой половине статьи речь идет об изменениях, которые Прокофьеву пришлось внести в свои балеты советского периода. Во второй половине я рассматриваю его малоизвестные, созданные еще до переезда в СССР «Вещи в себе» и показываю, какие общие выводы позволяют сделать эти две фортепианные пьесы относительно творческих установок композитора. В этом контексте я обращаюсь также к его Восьмой фортепианной сонате. По моему убеждению, Прокофьев мыслил свою музыку как абстрактное, «чистое» искусство даже в тех случаях, когда связывал ее со словом и хореографией. Новое критическое издание сочинений Прокофьева должно очистить его творчество от наслоений, обусловленных цензурой, и выявить его первоначальные идеи, подвергшиеся всевозможным модификациям под воздействием разнообразных факторов. Речь идет не только о восстановлении исторической правды, но и об актуальнейшей проблеме эстетического порядка, непосредственно связанной с прокофьевской годовщиной, которая отмечалась в 2016 году в России и за ее рубежами.


Музыкальная летопись Отечественной войны 1812 года

Статья посвящена малоисследованной теме – непосредственным музыкальным откликам на события Отечественной войны 1812 года в творчестве русских и работавших в России иностранных композиторов.

Директор Императорских театров А.М. Гедеонов: Московские истоки Санкт-Петербургской театрально-административной карьеры

В статье предпринята первая в отечественной науке попытка осветить московский период жизни одного из наиболее авторитетных руководителей Императорских театров – А.М. Гедеонова (1791–1867). Рассматриваются московское окружение Гедеонова, его опыт работы с итальянской труппой, участие в значимых культурных событиях города, непосредственные контакты с организаторами театральной жизни Москвы, которые оказали, по мнению автора, самое непосредственное воздействие на формирование личности Гедеонова как яркого театрального администратора.

Петь или не петь: значение оперного типа высказывания в опере Сергея Прокофьева «Обручении в монастыре»

С самого начала своей оперной карьеры Сергей Прокофьев обозначил себя как сторонника сквозной оперы с непрекращающимся развитием сюжета и гибкими границами между арией и речитативом. В этом смысле опера «Обручение в монастыре» представляет собой интересное исключение. Вместе с традиционным сюжетом оперы буффа, Прокофьев заимствует некоторые стилистические черты оперы XVIII века. Используя семиотический метод для анализа оперного типа высказывания, в данной статье я пытаюсь выявить связанный с ним ряд значений в партии каждого персонажа. Изображение оперного пения и оперных форм как устаревших, искусственных и условных позволяет рассматривать «Обручение» как музыкальное выражение оперного кредо композитора.

Театрализация и драматизация камерных жанров в вокальной музыке Р. Шумана

Публикация представляет собой фрагмент книги «Песенный театр Роберта Шумана». Статья посвящена изучению поздней камерной вокальной музыки Шумана в ее связях с поэзией и театром. Исследуется жанровая эволюция у Шумана на примерах произведений, промежуточных между вокальным циклом и монооперой (соч. 104, 117, 135), вокальным циклом и кантатой (соч. 74, 138). Дано определение понятия «театрализация».

Школа композиции Николая Николаевича Сидельникова

Николай Сидельников (1930—1992) долгие годы был одним из ведущих преподавателей композиции в Московской консерватории; среди его учеников — ряд известнейших композиторов, представляющих самые разные стилистические направления. Феномен школы Сидельникова доныне не исследован. Его метод называют уникальным. В настоящей статье делается попытка анализа того, в чем состоит его уникальная методика преподавания теории и практики композиции.

К вопросу рецепции российской музыки за рубежом: русские композиторы-эмигранты в Берлине 1920-х годов

В фокусе данной статьи, основанной на исследовании берлинских русских и немецких газет и журналов 1920 х годов, а также писем и воспоминаний, — значительные события музыкальной жизни «русского Берлина» того времени. Здесь они рассмотрены с различных точек зрения: композиторов, исполнителей и их слушателей (рецензентов).

Эвфония и парафония как музыкально-теоретические категории

Настоящий текст — отрывок будущей большой работы под условным названием «Теоретические основы новой музыки: от Дебюсси и Шёнберга до наших дней». Наблюдения над стилистически разнородными феноменами музыки недавнего времени приводят к выводу, что понятие эвфонии и его антоним, обозначенный здесь словом «парафония», имеют основания войти в современный музыкально-теоретический обиход в качестве категорий, характеризующих нечто существенное для значительной части новой музыки и при этом не поддающееся адекватному описанию средствами более традиционного категориального и терминологического инвентаря.

«Торжественное сценическое представление» Рихарда Вагнера. Революционное празднество и религия искусства

Комментированный перевод работы великого немецкого ученого Карла Дальхауза (1928—1989), который должен войти в готовящуюся к изданию книгу: Карл Дальхауз. Избранные работы по истории и теории музыки. Пер. и комм. С. Б. Наумовича. СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова. Последняя «вагнеровская» статья исследователя в особой мере насыщена захватывающими поворотами авторской мысли и неожиданностью планов рассмотрения знакомого, казалось бы, музыкально-исторического материала. Это делает перевод работы Дальхауза актуальным для российского вагнероведения и опероведения в целом.

Киномузыка: теория технологий

Статья посвящена обзору основной литературы по теории технологий киномузыки. Базовые концепции музыки звукового фильма рассмотрены на примерах работ отечественных и зарубежных учёных — польских, немецких, французских, английских и американских.

Слово о музыке в русском зарубежье: аннотированный каталог статей русскоязычной газетной периодики рубежа и первой половины 1920-х годов

Настоящей публикацией каталога материалов, вышедших в белградской русскоязычной газете «Новое время» за 1922 год, открывается проект «Слово о музыке в Русском зарубежье: аннотированный указатель статей русскоязычной газетной периодики Русского зарубежья».

Труды С.И. Танеева по теории контрапункта

В статье дается обзор трудов выдающегося русского композитора и теоретика С. И. Танеева по теории контрапункта. Теоретические взгляды Танеева анализируются на материале его книг «Подвижной контрапункт строгого письма» (1909) и «Учение о каноне» (не окончена, опубликована посмертно, 1929). Прослеживается развитие теории Танеева в трудах отечественных специалистов по теории полифонии.

Теоретическая концепция Б. Л. Яворского

Болеслав Леопольдович Яворский (1877–1942) при жизни пользовался значительным влиянием как музыковед-мыслитель и педагог, однако значительная часть его наследия осталась неопубликованной. В статье сделана попытка обобщить музыкально-теоретические воззрения Яворского, запечатленные в его неоконченном опыте по созданию единой и непротиворечивой теории музыкального языка.

Концепция Б.В. Асафьева

Борис Владимирович Асафьев (1884–1949) широко известен как создатель теории интонации, однако многие ее аспекты в трудах Асафьева остались непроясненными и допускают неоднозначные толкования. В статье дается общая картина музыкально-теоретических взглядов Асафьева и выдвигается всесторонняя интерпретация его теории интонации.

Генрих Шенкер и его аналитическая теория

В статье сжато излагается и комментируется одна из влиятельнейших музыкально-теоретических доктрин XX века – теория тональной музыки Генриха Шенкера (1868–1935).

По следам Шенкера: редукционизм

Взлет популярности музыкально-теоретической доктрины Г. Шенкера во 2-й половине XX века был в значительной степени обусловлен ее идейной близостью к генеративному синтаксису Н. Хомского. В статье рассматриваются тенденции музыкальной науки, продолжающие линию этих двух доктрин; особое внимание уделено труду Ф. Лердаля и Р. Джэкендоффа «Генеративная теория тональной музыки» (1983).

Развитие функциональной теории в отечественной музыкальной науке ХХ века

Статья представляет собой обзор достижений отечественной музыкальной науки, основанных на функциональном подходе к исследованию гармонии, монодических ладов, музыкального формообразования и мелодического синтаксиса, а также музыки как единого феномена, управляемых законами психологического восприятия.

Сет-теория В США: Милтон Бэббитт и Аллен Форт

Так называемая сет-теория («теория рядов») – известная современная методология, применяемая преимущественно в анализе новой музыки, прежде всего свободно-атональной и додекафонной. В статье изложены основы теории, продемонстрированы ее достоинства и ограничения.

Бортнянский, Чайковский & Юргенсон

Д.С. Бортнянский и П.И. Чайковский были людьми разных поколений, и в силу этого их художественные идеалы и стилистические системы существенно различались. Однако имена двух композиторов неразрывно слились в «Полном собрании духовно-музыкальных сочинений Бортнянского в редакции Чайковского», выпущенном издательством П.И. Юргенсона. Редакторская работа Чайковского анализируется в предлагаемой работе в источниковедческом и хронологическом ракурсах, организационном, структурном и стилистическом аспектах.

«…Я не служитель религиозного культа, а член профсоюза…» (дело Драмсоюза)

В статье рассматриваются архивные дела, относящиеся к созданию, деятельности и ликвидации Хоровой секции Драмсоюза (агентства по защите авторских прав) в 1920-х годах. Эта секция включала в себя авторов церковно-музыкальных композиций и была весьма многочисленной. Материалы Драмсоюза важны для истории православного церковного пения в советский период: они нередко могут служить объяснением путей формирования клиросного репертуара в последующие десятилетия. Кроме того эти материалы имеют высокую общеисторическую ценность, в заостренной, парадоксальной, иной раз анекдотической форме раскрывая противоречия двадцатых годов.

К истории создания «Лабиринтов» Николая Сидельникова: орбита мастера

В статье сделана попытка проследить пути влияния биографического контекста создания романа-симфонии «Лабиринты» Н. Н. Сидельникова на содержание и структуру этого сочинения.

Роберто Герхард (1896–1970)

Первый на русском языке очерк жизни и творчества испанского (каталонского), а затем британского композитора, ученика Шёнберга Роберто Герхарда (1896–1970). Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Маргиналы музыки XX века». Как и предыдущие очерки этого цикла, опубликованные в журнале «Искусство музыки. Теория и история» («Джачинто Шельси», № 1–2, 2011; «Жан Барраке», № 3, 2013), текст снабжен многочисленными нотными примерами и звуковыми иллюстрациями.

Путешествие М.И. Глинки на Кавказ: новое о попутчиках и о встречах на водах

Статья основана на материале двух комментариев, подготовленных автором для четвертой книги «Странствий Глинки», посвященной путешествию на Кавказ в 1823 г. Предлагаемые читателю наблюдения призваны расширить, уточнить или даже изменить наши представления об окружении и о характере общения Глинки.. Это связано с обнаружением доселе вовсе не известных фактов, с обновлением представлений о культурно-историческом контексте раннего этапа биографии М.И. Глинки. Его знакомства, состоявшиеся во время пребывания на Кавказских минеральных водах, практически не исследованы в биографической литературе – достаточно назвать имена Н.И. Петровского-Муравского, В.Ф. Тимковского или А.С. Меншикова. А ведь они, безусловно, сыграли неординарную роль в человеческом и, вероятно, в творческом становлении юного композитора. Оживить эти фигуры для нашего современника – главная задача, которую решал автор; для этого вновь, как и в ряде предыдущих работ, применен метод культурологического комментария.

«Фенелла» на сценах императорских театров

Статья написана на основе доклада, прочитанного в рамках международной конференции «Русско-французские музыкальные диалоги» («Келдышевские чтения»-2012, Государственный институт искусствознания). Опера Д.-Ф.-Э. Обера «Немая из Портичи» («Фенелла») рассматривается в контексте литературных, художественных и театральных интересов русской публики XIX–XX веков. Впервые в научный обиход вводятся факты, позволяющие по-новому оценить историю постановок оперы на сценах Императорских театров; проследить особенности интерпретации сочинения артистами немецкой, итальянской и русской трупп; оценить весомость вклада в создание «русской “Фенеллы”» яркими музыкально-театральными исполнителями и режиссерами.

Вагнеровские контексты биографии П. И. Чайковского

Тема статьи – влияние вагнерианства на становление творческой биографии П.И. Чайковского. В центре рассмотрения его отношения с наиболее активными пропагандистами и ближайшими сподвижниками Вагнера – Гансом фон Бюловом и Карлом Клиндвортом (перевод переписки с последним на русском языке приводится впервые). Уточняются обстоятельства контактов Чайковского с крупнейшим дирижером-вагнерианцем Гансом Рихтером. Ставится вопрос об особом и до сих пор не объясненном значении вагнеровского контекста для становления художественной индивидуальности русского композитора.

Ростропович, Мясковский, Прокофьев, Шостакович: виолончельное

Статья посвящена истории творческого общения Ростроповича с тремя русскими композиторами XX столетия, чьи произведения для виолончели явились истоком посвящённого этому артисту обширного репертуара. Изложение подробностей сотрудничества авторов и Ростроповича опирается на нотные и словесные источники, опубликованные и архивные материалы.

Опыт анализа свободной импровизационной музыки на примере альбома группы AMM “Fine”

Вопросы формообразования в свободной импровизационной музыке рассматриваются на примере альбома “Fine” группы АММ. Форма данной групповой импровизации рассматривается как последовательность взаимосвязанных стабильных и нестабильных эпизодов, где в качестве элементов стабильности могут выступать любые достаточно интенсивно повторяющиеся, родственные и пролонгированные элементы и их сочетания. Подобные эпизоды складываются в достаточно традиционные структуры, подтверждая тезисы В. Бобровского о пяти фундаментальных общих логических функциях композиции, сформулированные им в труде «Функциональные основы музыкальной формы». Однако в условиях коллективной свободной импровизации эти функции каждый раз принимают специфический, индивидуальный характер.

Европейские примадонны в России: 1840–1843

Статья посвящена гастролям Дж. Пасты, А. Бишоп и С. Гейнефеттер в России. На основании газетных публикаций восстанавливаются неизвестные ранее обстоятельства жизни и выступлений европейских примадонн в Санкт-Петербурге и Москве, программы их концертов, оперный репертуар. Анализируется характер восприятия искусства известных оперных певиц русскими слушателями, особенности формировавшегося на его основе образа иностранной примадонны.

Невидимый град Леденец: христианство и сравнительное литературоведение в поздних операх Н. А. Римского-Корсакова

Фокус работы – литературный аспект христианской музыкальной драмы, определяющий структурные особенности такого рода опер. В формировании концепции «Сказки о царе Салтане», как показано, большое значение имели труды А.Н. Веселовского: их материал, сравнительно-исторический метод анализа литературного текста, а также сама идея заимствования как диалога культур. В.И. Бельский, обратившийся к ним при создании либретто, тем самым задал творчеству Н.А. Римского-Корсакова новое направление.

Исследование арабских музыкальных источников: поиск скрытых и символических смыслов

В средневековых арабских текстах о музыке описываются, в частности, ее теоретические аспекты и психологическое воздействие, все множество вызываемых ею переживаний, ее всевозможные достоинства. Отсутствие музыкальной нотации и конкретных памятников изысканного музыкального искусства далекого прошлого делает эти описания во многих отношениях малопонятными. На четырех примерах автор показывает, что средневековые тексты богаты скрытыми и символическими смыслами, для расшифровки которых необходимы такие условия, как хорошее владение языком, глубокое погружение в культуру и непосредственное изучение рукописей.

Пьер Булез. Жест композитора

Статья написана на основе доклада, прочитанного в рамках международной конференции «Русско-французские музыкальные диалоги» («Келдышевские чтения–2012», Государственный институт искусствознания). Рассматривается мировоззрение и творчество Булеза поздних 1990-х, когда композитор во многом пересмотрел свои взгляды на композицию («вторая практика», по словам Ж.Ж. Наттье). Новыми опорами творчества композитора служат не интеллектуальные конструкции («серия»), а телесно ориентированная практика исполнительства, где опорным элементом оказывается «музыкальный жест», понимаемый как аналог «темы» или «мотива». Эти идеи Булез развивает в ходе анализа своей композиции ‘Sur Incises”, что и послужило отправной точкой для статьи.

Академическое издание коллективной «Млады» и его пределы

Опера–балет «Млада» сочинялась в 1872 году по заказу директора Императорских театров Степана Александровича Гедеонова. Пятеро композиторов — Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин и Л. Минкус —взялись за работу, но произведение осталось незаконченным. Ныне академическое издание сохранившихся частей «Млады» готовится к печати музыкальным издательством A–R Editions в Мидлтоне (США, штат Висконсин) в редакции автора статьи. Обсуждаются сложности, возникшие при подготовке издании. Так как некоторые сцены считаются утраченными, а другие совсем не были сочинены, полная, сплошная редакция в рамках научного издания, без досочинения недостающей музыки, оказалась невозможной. Объясняются причины, по которым оказалось возможным восстановление одних номеров и невозможным — других.

Ладовое строение знаменных стихир XVII века (на примере догматика первого гласа)

Статья посвящена разработке методов ладового анализа русских знаменных стихир XVII века. Отталкиваясь от идей, высказанных Ю.Н. Холоповым в книге «Гармония. Теоретический курс» (глава «Лады модального типа»), автор статьи выделяет несущие ладовые полихорды и анализирует баланс устоев внутри каждой попевки. Вводятся термины «корневая фигура» и «промежуточный устой». Ставится вопрос об итоговом (суммарном) ладе песнопения, включающем в себя лады отдельных попевок и текстомузыкальных строк. Предлагаются особые способы нотографического и словесно-цифрового именования ладов.

Вагнеровский Heldentenor: от истоков до наших дней

Опираясь на обширное литературное наследие Р. Вагнера и другие документы эпохи, а также на работы отечественных и зарубежных исследователей, автор предпринимает попытку комплексно рассмотреть феномен вагнеровского Heldentenor в исторической перспективе: от истоков до наших дней. В статье освещаются: предпосылки формирования и эволюция вагнеровского вокального стиля, сотрудничество композитора с первыми исполнителями теноровых партий в его операх и с немецкими вокальными педагогами Ф. Шмиттом и Ю. Геем, а также пути развития вагнеровского исполнительства с конца XIX в. до наших дней, в частности, процесс переосмысления и дифференциации представлений о Heldentenor.

«Геометрия трагедии» в «Хованщине» Мусоргского

В статье обосновывается историософская концепция русского раскола в народной музыкальной драме М.П. Мусоргского «Хованщина»; рассматривается античная модель построения трагедии, положенная в основание композиции и драматургии оперы.

Музыка «революционной Франции» в раннесоветской культуре: опыты исторической реанимации

В статье рассматривается история рецепции музыкальной культуры французских революций в раннесоветскую эпоху. На многочисленных примерах прослежены метаморфозы отношения к ней идеологов и художественной элиты, массовых вкусов.

«Царская невеста» и русская опера: драматургический аспект

Статья посвящена некоторым аспектам музыкальной драматургии и композиции «Царской невесты» Н.А. Римского-Корсакова. Автором оспаривается сложившееся в критике и исследовательской литературе мнение о номерном типе композиции «Царской невесты» и об использовании в этой опере «старых» музыкальных форм. Выявленные драматургические параллели «Царской невесты» с русскими классическими операми рассматриваются в ракурсе творческого диалога Римского-Корсакова с современной ему оперной традицией.

Жизнь и музыка в оккупированном Смоленске и некоторых других советских городах в годы Великой Отечественной войны

Статья посвящена неизвестным аспектам истории Второй мировой войны. В центре внимания — Смоленск, оккупированный с июля 1941-го по сентябрь 1943 года армией III рейха, а также ряд других советских городов, находившихся «под немцами» в определенные периоды Великой Отечественной войны. Рассматриваются социальные, культурные и религиозные аспекты жизни советских граждан при «новом порядке», поднимается тема коллаборационизма. Особое внимание уделяется музыкальной жизни в Смоленске перед началом Великой Отечественной войны и во время оккупации. Работа основана на архивных источниках Государственного архива Смоленской области и Центрального государственного архива высших органов власти и управления Украины. Использованы данные опросов жителей Смоленска, переживших оккупацию. В работе впервые подчеркивается важность изучения истории оккупации для понимания истории культуры русского зарубежья.

Из истории изучения и сценической судьбы первой авторской редакции «Бориса Годунова» Мусоргского

При кажущейся хрестоматийности оперы «Борис Годунов», само «открытие» и затем появление на театральной сцене первой авторской редакции произведения (1869) пока недостаточно исследовано. Особенно это касается периода, предшествовавшего публикациям П.А. Ламма. В статье раскрывается история изучения первой редакции «Бориса Годунова» до 1920-х годов, а также кратко освещается сценическая судьба этой версии оперы.

Архиерей советской эпохи: певческие репертуары владыки Сергия (Ларина)

Статья посвящена проблематике православного церковного пения в России 1950—60-х годов на примере деятельности в этой области одного из выдающихся архиереев эпохи — архиепископа Сергия (Ларина).

Два эпизода: Морской корпус и Александро-Невская Лавра

В первом «эпизоде» статьи рассматривается окружение Н.А. Римского-Корсакова в годы его учения в Морском корпусе и кругосветного плавания; во втором «эпизоде» речь идет об отражении похорон М.П. Мусоргского в дневниковых записях и рисунках И.Ф. Тюменева (архивный источник).

Н.А. Римский-Корсаков в письмах Н.Н. Римской-Корсаковой

В статье рассматривается эпистолярное наследие супруги и соратницы Н.А. Римского-Корсакова — Надежды Николаевны. Ее письма к родным и близким, деятелям русской культуры и зарубежным музыкантам позволяют не только дополнить сведения о жизни и творчестве композитора, но и выделить эмоциональный контекст различных событий, не обозначенный в собственных документах Римского-Корсакова.

Песнопение «Ангел вопияше»: проблема авторства

Статья посвящена установлению авторства известного пасхального песнопения «Ангел вопияше», долгое время приписывавшегося М.П. Мусоргскому. Приводятся аргументы в пользу авторства оренбургского композитора Николая Матвеевича Уварова, раскрываются факты его биографии.

Римский-Корсаков за работой

Статья представляет собой развернутый анализ романса соч. 40 № 4 «Я в гроте ждал тебя». Текст Майкова «в антологическом роде» вызвал к жизни любопытный и художественно оправданный эксперимент — работу в старинных ладах с применением техники рядов, впервые в России разработанной именно Римским-Корсаковым.

Концертная фантазия Римского-Корсакова на русские темы ор. 33 в отечественной истории жанра и в творчестве композитора

Статья посвящена определению места Концертной фантазии Римского-Корсакова на русские темы ор. 33 как в истории развития жанра инструментальной одночастной пьесы в России, так и в творчестве композитора.

Глюк и Мусоргский, два реформатора: место встречи, указанное Глинкой

Статья посвящена сходству музыкальных тем хора эвменид из оперы Глюка «Ифигения в Тавриде» и хора Мусоргского «Поражение Сеннахериба». Рассматриваются, какими возможностями располагал Мусоргский для знакомства с музыкой своего предшественника на ниве оперной реформы, а также причины пристального внимания, выказанного русским композитором, именно к хору эвменид.

«Компаративная опера»: историческая поэтика А.Н. Веселовского в замысле «Сказания о граде Китеже»

В статье рассматривается либретто «Сказания о граде Китеже» в системе координат гуманитарно-научного знания: истории, сравнительно-исторической и историко-этнографической фольклористики. Устанавливается, что исследование А.Н. Веселовского «Южнорусские былины» оказало всестороннее влияние на текст и концепцию драмы: из этого труда «русский “Парсифаль”» почерпнул не только фольклорный материал, но и его интерпретацию, конструирующий метод анализа мотивно-сюжетной динамики и саму идею компаративного изучения словесности — идею диалога культур. При этом очевидно, что эстетическое направление, развиваемое историко-этнографической фольклористикой, не ответило замыслу авторов мистерии. В свою очередь, и почти научная работа В.И. Бельского по созданию нового сюжета оказала влияние на дальнейшее изучение китежской легенды и ее исторической подоплеки.