РУССКИЙ    |    ENGLISH

Элемент не найден!

СТАТЬИ

Тайные игры: хождение по кругам

Статья написана в процессе подготовки к изданию партитуры Второй симфонии А.П. Бородина в авторской редакции. В 1930-е годы эта работа уже была выполнена П.А. Ламмом, но осталась неизданной. Позднее к авторской редакции симфонии обращались некоторые музыковеды и дирижеры, однако вплоть до 2008 года опубликованных исследований на русском языке не появлялось. В официальной же историографии доминировало мнение, что изменения, внесенные Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым в посмертное издание партитуры, были авторизованы. Изучение рукописных источников, а также истории создания и прижизненных исполнений симфонии показывает, что это мнение неверно.

Премьера на русской сцене «Манон» Массне: К истории сценической судьбы, или причуды успеха

Статья воссоздает обстоятельства премьер оперы «Манон» Массне в Париже и Санкт-Петербурге (1884, 1885). В конце XIX – начале ХХ века французский композитор был на вершине мировой славы, но в России ему не слишком повезло, и эта ситуация сохраняется до настоящего момента. Привлечение большого количества малоизвестных и вовсе неизвестных источников помогает многое прояснить в этих важных эпизодах истории русского оперного театра XIX века.

Премьера второй редакции «Леди Макбет Мценского уезда»: действующие лица и исполнители

В статье впервые подробно прослеживается история подготовки к сценическому воплощению второй редакции оперы Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в 1963 году. Рассматривается роль инициатив руководства ленинградских и московских театров, Союза композиторов СССР, представителей творческой общественности и чиновничьего аппарата. Впервые приводятся документы, свидетельствующие о намерении миланского театра Ла Скала представить вторую редакцию сочинения на сцене, выдвигается гипотеза о причинах срыва данных намерений и позиции композитора по этому вопросу.

Из опыта комментария к текстам музыкантов: «медленное чтение» или чтение с остановками?

В статье в очередной раз аргументируется разрабатываемый автором подход к комментарию вербальных и музыкальных текстов. Характеризуются пути современной модификации известного метода «медленного чтения» и его превращение в метод «чтения с остановками». На материале нескольких комментариев, относящихся к самым различным сферам музыкознания и музыкальной культурологии (факты биографий М.И. Глинки и А.С. Пушкина, отношение к обиходному напеву в одном из песнопений «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова, переломный момент в творческой биографии пианиста В.С. Горовица и проч.), продемонстрирована жизнеспособность предложенной автором концепции комментария и, в частности, возможность с ее помощью по-новому интерпретировать тексты музыкантов.

Директор императорских театров А.М. Гедеонов: московские истоки Санкт- Петербургской театрально- административной карьеры (продолжение) Неизвестный «роговой проект» и его судьба

Рассматривается неизвестный ранее эпизод истории русской роговой музыки и роль в нем А.М. Гедеонова. Впервые восстанавливается маршрут европейских гастролей русского рогового оркестра в 1830-е годы и контрактные условия, принятые на себя музыкантами. Устанавливается значение А.М. Гедеонова, И.Н. Утермарка и П.М. Козлова как инициаторов и организаторов поездки. Анализируются особенности концертной деятельности исполнителей, программа их выступлений, а также отношение европейской публики к русским музыкантам и русскому роговому искусству.

Микротоновые системы в отечественной и зарубежной музыке

Проблемы истории и теории музыки, оперирующей интервалами меньше полутона, рассматриваются в пяти очерках: «Из истории микрохроматики», «“Микровселенная” звука. Акустические и эстетические основания музыкальных систем», «О гармонии в микрохроматике», «Учение о гармонии Алоиса Хабы» и «Микрохроматические системы».

Опера Мусоргского «Борис Годунов» на пути к сцене Мариинского театра (1874): факты, герои, версии

Судьба оперы Мусоргского «Борис Годунов» на сцене Мариинского театра (1874) рассматривается с точки зрения Дирекции Императорских театров, цензурного ведомства, Театрально-литературного комитета и исполнителей, занявшихся судьбой произведения мало известного в ту пору отечественного автора. Сопоставленные факты позволяют открыть новые подробности и неожиданные повороты в развитии хрестоматийно известной истории. Особое внимание уделяется обстоятельствам возникновения «мифа об опере “Борис Годунов” и его авторе, Мусоргском». Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Русская Императорская опера. Повседневная жизнь».

Музыкальные баталии в России

Статья посвящена музыкальным баталиям – жанру, весьма популярному в XVIII и начале XIX в. Самым знаменитым произведением такого рода является «Победа Веллингтона, или Битва при Витории» Бетховена. В статье рассматриваются музыкальные баталии, написанные в России в начале XIX века. Дается характеристика батального жанра в музыке, анализируются некоторые произведения Д. Штейбельта, Пачини, неизвестных авторов. В приложении помещен каталог батальных пьес, изданных в России в 1812—1828 годах.

Об ориентализме в опере Стравинского «Соловей»

Статья посвящена феномену ориентализма в опере Стравинского «Соловей» (1908—1914). Мистифицированная китайская манера, присущая музыкальному языку сочинения, анализируется в контексте европейской традиции chinoiserie; эволюция ориентальной идиомы Стравинского в рамках семилетней истории создания оперы рассматривается на широком фоне художественной жизни Санкт-Петербурга и Парижа начала ХХ века.

Джачинто Шельси

Первый на русском языке очерк жизни и творчества итальянского композитора – аристократа и «варвара», ультрамодерниста и неоархаиста, католика и буддиста – Джачинто Шельси (1905—1988), с разбором его музыки всех жанров и творческих периодов, характеристикой его эстетических взглядов и мировоззренческого кредо. Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Маргиналы музыки XX века».

Музыкальная эмблема в эпоху иконического поворота: к современной истории одной барочной темы

В статье обсуждаются различные варианты преломления в современном культурном пространстве семантики Арии “Erbarme dich” («Сжалься», № 47) из «Страстей по Матфею» И.С. Баха. Во второй половине ХХ – начале XXI века баховская тема оказалась частью самых разных художественных явлений: кинематографических саундтреков, академических музыкальных композиций, синтетических постмодернистских проектов. Эмблематическая сущность темы откристаллизовалась в контексте оппозиций сакрального / профанного, высокого / низкого, естественного / искусственного…

О музыкальной истории и семантике полночи

В статье прослеживается история, семантика, особенности поэтики музыкального воплощения образа полночи, от XIX века до наших дней, включая «неоготические» трактовки. Важной причиной внимания к избранной теме является формирование диктуемых ею экстремальных и острохарактерных выразительных художественных средств.

О восприятии Малера в Израиле: возвращение домой?

В статье прослеживается эволюция восприятия музыки Малера в подмандатной Палестине и Израиле: от сравнительно сдержанного отношения, обусловленного, в частности, идейными и религиозными разногласиями внутри израильского общества, до трактовки искусства Малера как своего рода символа возрожденного Израиля. Особое внимание уделено произведениям современной израильской литературы, содержание которых так или иначе связано с музыкой Малера.

Посткомпозиция XVI века: на пути к авторскому опусу

Посткомпозиция – преобразование ранее сочиненного музыкального текста – была распространена в исполнительской (часто импровизаторской) практике XVI века и относится к кантусному типу творчества, свойственному средневековой и ренессансной культуре в целом. Однако практика XVI века показывает, что в ее недрах созревал новый тип композиции, отразивший изменение мировоззрения, индивидуальной, в духе Нового времени, самоидентификации личности. В статье показано, как внеавторский – комментирующий – тип творчества перерастает в авторский, а «сырой», подлежащий аранжировке текст – в готовый авторский опус. На этом промежуточном этапе возник целый культурный пласт, который еще не получил достаточного освещения в музыковедении.

В назревавшем культурном переломе сыграли свою роль все ряды музыкантов эпохи Возрождения – исполнители (профессионалы и любители), издатели и составители сборников музыкальных переложений, композиторы и, наконец, нарождающийся институт слушателей-меломанов, определивших эстетический вкус времени и указавших путь к Новой музыке.

Посткомпозиционное преобразование произведения стало актуальным для нашего времени методом творчества, но только с противоположной тенденцией: от авторского опуса к интерпретации, комментарию избранного готового текста.

Комический театр Георга Филиппа Телемана

Работа посвящена рассмотрению ключевых особенностей театрального стиля Г.Ф. Телемана на примере его комических опер.

Социальное обеспечение артистов русской императорской оперы

В статье рассматривается процесс формирования и функционирования системы пенсионного обеспечения артистов Императорских театров. Особое внимание уделено определению специфики артистических пенсий в сравнении с пенсиями общегражданскими и придворными.

Существенное место занимает анализ характера и объема социальной поддержки артистов в случае их болезни, а также, – вдов и сирот артистов, остававшихся без кормильца.

Бернхард Поллини как зарубежный импресарио Чайковского

Имя Бернхарда Поллини, одного из самых влиятельных и знаменитых театральных деятелей конца XIX века, в справочной и специальной литературе о музыке и театре встречается не часто. Однако именно он на протяжении четверти века определял жизнь крупнейшей музыкальной и театральной столицы Европы – Гамбурга; он же стал одним из первых пропагандистов русской музыки в Германии. В настоящей статье впервые делается попытка восстановить историю его взаимоотношений с Чайковским. В основу исследования положена неопубликованная корреспонденция Поллини из клинского архива. Привлечение зарубежной музыкальной периодики того времени помогает дополнить биографию Поллини и выдвинуть некоторые новые гипотезы.

Рахманинов и грамзапись

Статья посвящена анализу взаимодействия Рахманинова и американской индустрии звукозаписи. Рассмотрен процесс развития грамзаписи в XX веке, ее значение для исполнителей и композиторов.

Жан Барраке (1928–1973)

Первый на русском языке очерк жизни и творчества французского композитора, ученика Мессиана Жана Барраке (1928–1973). Будучи стойким приверженцем серийной техники и пуантилизма, Барраке ставил перед собой только задачи высшей степени сложности и, ориентируясь прежде всего на Бетховена, работал только в крупных, монументальных формах; его зрелое наследие состоит из шести завершенных партитур, три из которых вдохновлены философским романом Германа Броха «Смерть Вергилия». Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Маргиналы музыки XX века».

М.Г. Арановский: учение о мелодии

В статье анализируется теория мелодического синтаксиса, разработанная выдающимся российским музыковедом М. Г. Арановским (1928–2009), и разъясняются причины того, почему эта теория оказалась невостребованной в практике консерваторского преподавания.

Верлибр Александра Блока и проблема его музыкальной интерпретации

Статья посвящена проблеме музыкальности поэзии и, в частности, анализу «звукосмысла» стихотворения-верлибра А. Блока. Утверждается, что, внешне приближаясь к прозе, по сути верлибр у Блока остается стихом и — более того — поэзией в полной мере. Особенности музыкального воплощения поэтической интонации верлибра рассмотрены на примере трёх композиторских прочтений стихотворения «Ночь. Город угомонился…» (А. Раскатова, А. Бузовкина, Г. Банщикова).

Русское музыкальное присутствие в Испании. Антон Рубинштейн и Игорь Стравинский

История гастрольных поездок в Испанию и выступлений перед испанской публикой двух крупнейших российских музыкантов рассматривается в широком контексте развития музыкальной культуры страны, становления ее композиторской и исполнительской школы, контактов с крупнейшими мировыми звездами, а также особенностей концертной жизни этого времени. В статье использован неизвестный ранее иллюстративный материал.

Стравинский в стиле Español

Исследование – первая в отечественной литературе попытка системного анализа проблемы «Испания в рецепции Игоря Стравинского». В ней учитываются: воплощение испанской тематики в творчестве И. Стравинского, его отклик на явления испанской музыкальной культуры и испанского художественного менталитета, круг испанских контактов композитора в сфере искусства.

Испанские связи Сергея Прокофьева

В статье раскрываются различные аспекты темы «Прокофьев и Испания» – от детских лет композитора, изучения испанского языка в юности и знакомства с музыкой испанских композиторов-современников до встречи с Линой Любера. Анализируются истории различных творческих замыслов С. Прокофьева, связанных с испанской тематикой и его контакты с испанскими музыкантами.

Испанские балеты Леонида Мясина

В очерке представлена история знакомства с Испанией выдающегося танцовщика и хореографа Леонида Мясина. Анализируются балеты Л. Мясина, созданные как его отклик на эти впечатления. Вклад Л. Мясина в хореографическую разработку испанской темы автор характеризует как наиболее значительный среди известных обращений к ней на балетной сцене.

Об одном из Российских проектов Висенте Мартин-и-Солера: «Федул с детьми» в фондах библиотеки Мариинского театра

На основе изучения партитуры-автографа комической оперы «Федул с детьми» Мартина-и-Солера (в соавторстве с В. Пашкевичем, либретто Екатерины II) (1791) фиксируется участие в ее создании Джузеппе Сарти. Анализируются многочисленные редакционные автографы-правки Дж. Сарти на страницах данной рукописи. Высказываются предположения относительно причин участия в данном оперном проекте.

Опреа “Il dissoluto punito, ossia Don Giovanni Tenorio” Рамона Карнисера: к истории испанского музыкального театра первой трети XIX века

Статья посвящена возрожденной недавно в исполнительской практике опере «Наказанный распутник, или Дон Жуан Тенорио» одного из самых известных композиторов романтического периода в Испании Рамона Карнисера (текст Л. Да Понте). В статье предпринята попытка представить оперу, как важный этап в истории испанского музыкального театра. Подробно рассматривается либретто, выявляются точки соприкосновения с «моцартовским» текстом, раскрываются особенности драматургии и музыкального языка. Особое внимание уделяется рассмотрению традиций моцартианства и россинианства в Испании.

Образ истории в симфоническом творчестве М.А. Балакирева

В статье анализируется сочинение М.А. Балакирева, возникшее на основе темы, сообщенной ему М.И. Глинкой. Характеризуются различия двух его редакций, предпринимается сравнение с испанскими увертюрами М.И. Глинки. Автор приходит к заключению: в середине 1850-х годов глинкинская традиция в творчестве его непосредственных преемников претерпела значительную трансформацию. Обращается внимание на возникновение в раннем произведении М.А. Балакирева новой концепции истории, трактуемой в бескомпромиссно трагическом ключе. Это позволяет соотнести данный аспект исторического мировоззрения Балакирева с позднее сформулированной музыкальной историософией Мусоргского.

Рождение русской Кармен

В статье предпринята попытка воссоздать последовательность и художественный уровень постановок оперы Ж. Бизе «Кармен» в России, предшествующих ее исполнению на русском языке на сцене Русской Императорской оперы в 1885 году. Характеризуется доминирующее в ту пору восприятие «Кармен», сказавшееся на формировании определенной постановочной традиции. Приводятся сведения о первых спектаклях и первых исполнительницах титульной партии в России.

Кармен на советской оперной сцене

Статья посвящена истории рецепции оперы Ж. Бизе «Кармен» в советскую эпоху: рассматриваются особенности символизации образа Кармен в массовой культуре, возникновение новых коннотаций, обусловленных идеологическими и художественными контекстами времени. Анализируются также основные направления режиссерских интерпретаций оперы в 1920-30 е годы, адаптация ее идейно-художественных смыслов с помощью «слова о музыке». Сравнительный анализ сценических интерпретаций заглавной роли позволяет сделать вывод о непосредственном влиянии вербальных трактовок оперы на оформление постановочного и исполнительского канона воплощения «Кармен» на советской сцене.

Музыкальный театр экспрессионизма: к истории одноактной оперы

В статье исследуется развитие одноактной оперы в Германии и Австро-Венгрии на рубеже XIX–XX веков. Выявляются характерные особенности этой оперной формы, раскрывается ее связь с эстетикой экспрессионизма. В качестве основных объектов для анализа выбраны «Саломея» и «Электра» Рихарда Штрауса, «Ожидание» и «Счастливая рука» Арнольда Шёнберга. Эти сочинения рассматриваются в широком культурном контексте, в связи с музыкальным творчеством, философией, драматургией, живописью того времени.

От «Отче наш» до «Отца народов» и далее: о хоровой музыке С.В. Евсеева

Статья основывается на архивных материалах и рассматривает ряд неизвестных сочинений С.В. Евсеева (1894–1956), крупнейшего ученого-музыковеда первой половины XX века, чье композиторское наследие ныне почти забыто. Церковные и светские хоровые партитуры этого автора дают повод к разговору о развитии великих традиций отечественной хоровой культуры, соединении черт «синодальной» и «консерваторской» школ Москвы, о творческом претворении их применительно к «социальному ангажементу» сталинской эры.

Приношение Кшиштофа Пендерецкого

В статье рассматривается Псалом 3 для хора без сопровождения Кшиштофа Пендерецкого — произведение, написанное им в 2015 году специально к столетию Геноцида армян в Османской империи.

Армянское осмогласие и пение по хазам как феномены средневековой христианской культуры

Средневековая армянская гимнография основывается на тех же общих принципах, что и гимнография других церквей, но армянская гимнодия сохранила ряд архаических черт, по-видимому утраченных другими традициями. К числу важнейших категорий средневековой гимнографии относятся невменная (в армянской терминологии – хазовая) нотация и осмогласие – набор восьми канонизированных мелодических моделей, служащий исходным материалом для всей совокупности гимнических напевов. В статье, на примере армянской невменной нотации и армянского осмогласия, выявлены некоторые самые существенные характеристики архаической гимнодии. Показано, что в период позднего средневековья исходная строго упорядоченная, канонизированная система начала рушиться, открывая простор для индивидуального творчества. Статья призвана способствовать «демифологизации» так называемой проблемы хазов, которая в армянской литературе долгое время освещалась не вполне адекватно.

Музыкальная летопись Отечественной войны 1812 года

Статья посвящена малоисследованной теме – непосредственным музыкальным откликам на события Отечественной войны 1812 года в творчестве русских и работавших в России иностранных композиторов.

Директор Императорских театров А.М. Гедеонов: Московские истоки Санкт-Петербургской театрально-административной карьеры

В статье предпринята первая в отечественной науке попытка осветить московский период жизни одного из наиболее авторитетных руководителей Императорских театров – А.М. Гедеонова (1791–1867). Рассматриваются московское окружение Гедеонова, его опыт работы с итальянской труппой, участие в значимых культурных событиях города, непосредственные контакты с организаторами театральной жизни Москвы, которые оказали, по мнению автора, самое непосредственное воздействие на формирование личности Гедеонова как яркого театрального администратора.

Театрализация и драматизация камерных жанров в вокальной музыке Р. Шумана

Публикация представляет собой фрагмент книги «Песенный театр Роберта Шумана». Статья посвящена изучению поздней камерной вокальной музыки Шумана в ее связях с поэзией и театром. Исследуется жанровая эволюция у Шумана на примерах произведений, промежуточных между вокальным циклом и монооперой (соч. 104, 117, 135), вокальным циклом и кантатой (соч. 74, 138). Дано определение понятия «театрализация».

К вопросу рецепции российской музыки за рубежом: русские композиторы-эмигранты в Берлине 1920-х годов

В фокусе данной статьи, основанной на исследовании берлинских русских и немецких газет и журналов 1920 х годов, а также писем и воспоминаний, — значительные события музыкальной жизни «русского Берлина» того времени. Здесь они рассмотрены с различных точек зрения: композиторов, исполнителей и их слушателей (рецензентов).

Киномузыка: теория технологий

Статья посвящена обзору основной литературы по теории технологий киномузыки. Базовые концепции музыки звукового фильма рассмотрены на примерах работ отечественных и зарубежных учёных — польских, немецких, французских, английских и американских.

Труды С.И. Танеева по теории контрапункта

В статье дается обзор трудов выдающегося русского композитора и теоретика С. И. Танеева по теории контрапункта. Теоретические взгляды Танеева анализируются на материале его книг «Подвижной контрапункт строгого письма» (1909) и «Учение о каноне» (не окончена, опубликована посмертно, 1929). Прослеживается развитие теории Танеева в трудах отечественных специалистов по теории полифонии.

Теоретическая концепция Б. Л. Яворского

Болеслав Леопольдович Яворский (1877–1942) при жизни пользовался значительным влиянием как музыковед-мыслитель и педагог, однако значительная часть его наследия осталась неопубликованной. В статье сделана попытка обобщить музыкально-теоретические воззрения Яворского, запечатленные в его неоконченном опыте по созданию единой и непротиворечивой теории музыкального языка.

Концепция Б.В. Асафьева

Борис Владимирович Асафьев (1884–1949) широко известен как создатель теории интонации, однако многие ее аспекты в трудах Асафьева остались непроясненными и допускают неоднозначные толкования. В статье дается общая картина музыкально-теоретических взглядов Асафьева и выдвигается всесторонняя интерпретация его теории интонации.

Генрих Шенкер и его аналитическая теория

В статье сжато излагается и комментируется одна из влиятельнейших музыкально-теоретических доктрин XX века – теория тональной музыки Генриха Шенкера (1868–1935).

По следам Шенкера: редукционизм

Взлет популярности музыкально-теоретической доктрины Г. Шенкера во 2-й половине XX века был в значительной степени обусловлен ее идейной близостью к генеративному синтаксису Н. Хомского. В статье рассматриваются тенденции музыкальной науки, продолжающие линию этих двух доктрин; особое внимание уделено труду Ф. Лердаля и Р. Джэкендоффа «Генеративная теория тональной музыки» (1983).

Развитие функциональной теории в отечественной музыкальной науке ХХ века

Статья представляет собой обзор достижений отечественной музыкальной науки, основанных на функциональном подходе к исследованию гармонии, монодических ладов, музыкального формообразования и мелодического синтаксиса, а также музыки как единого феномена, управляемых законами психологического восприятия.

Сет-теория В США: Милтон Бэббитт и Аллен Форт

Так называемая сет-теория («теория рядов») – известная современная методология, применяемая преимущественно в анализе новой музыки, прежде всего свободно-атональной и додекафонной. В статье изложены основы теории, продемонстрированы ее достоинства и ограничения.

Бортнянский, Чайковский & Юргенсон

Д.С. Бортнянский и П.И. Чайковский были людьми разных поколений, и в силу этого их художественные идеалы и стилистические системы существенно различались. Однако имена двух композиторов неразрывно слились в «Полном собрании духовно-музыкальных сочинений Бортнянского в редакции Чайковского», выпущенном издательством П.И. Юргенсона. Редакторская работа Чайковского анализируется в предлагаемой работе в источниковедческом и хронологическом ракурсах, организационном, структурном и стилистическом аспектах.

«…Я не служитель религиозного культа, а член профсоюза…» (дело Драмсоюза)

В статье рассматриваются архивные дела, относящиеся к созданию, деятельности и ликвидации Хоровой секции Драмсоюза (агентства по защите авторских прав) в 1920-х годах. Эта секция включала в себя авторов церковно-музыкальных композиций и была весьма многочисленной. Материалы Драмсоюза важны для истории православного церковного пения в советский период: они нередко могут служить объяснением путей формирования клиросного репертуара в последующие десятилетия. Кроме того эти материалы имеют высокую общеисторическую ценность, в заостренной, парадоксальной, иной раз анекдотической форме раскрывая противоречия двадцатых годов.

К истории создания «Лабиринтов» Николая Сидельникова: орбита мастера

В статье сделана попытка проследить пути влияния биографического контекста создания романа-симфонии «Лабиринты» Н. Н. Сидельникова на содержание и структуру этого сочинения.

Роберто Герхард (1896–1970)

Первый на русском языке очерк жизни и творчества испанского (каталонского), а затем британского композитора, ученика Шёнберга Роберто Герхарда (1896–1970). Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Маргиналы музыки XX века». Как и предыдущие очерки этого цикла, опубликованные в журнале «Искусство музыки. Теория и история» («Джачинто Шельси», № 1–2, 2011; «Жан Барраке», № 3, 2013), текст снабжен многочисленными нотными примерами и звуковыми иллюстрациями.

Путешествие М.И. Глинки на Кавказ: новое о попутчиках и о встречах на водах

Статья основана на материале двух комментариев, подготовленных автором для четвертой книги «Странствий Глинки», посвященной путешествию на Кавказ в 1823 г. Предлагаемые читателю наблюдения призваны расширить, уточнить или даже изменить наши представления об окружении и о характере общения Глинки.. Это связано с обнаружением доселе вовсе не известных фактов, с обновлением представлений о культурно-историческом контексте раннего этапа биографии М.И. Глинки. Его знакомства, состоявшиеся во время пребывания на Кавказских минеральных водах, практически не исследованы в биографической литературе – достаточно назвать имена Н.И. Петровского-Муравского, В.Ф. Тимковского или А.С. Меншикова. А ведь они, безусловно, сыграли неординарную роль в человеческом и, вероятно, в творческом становлении юного композитора. Оживить эти фигуры для нашего современника – главная задача, которую решал автор; для этого вновь, как и в ряде предыдущих работ, применен метод культурологического комментария.

«Фенелла» на сценах императорских театров

Статья написана на основе доклада, прочитанного в рамках международной конференции «Русско-французские музыкальные диалоги» («Келдышевские чтения»-2012, Государственный институт искусствознания). Опера Д.-Ф.-Э. Обера «Немая из Портичи» («Фенелла») рассматривается в контексте литературных, художественных и театральных интересов русской публики XIX–XX веков. Впервые в научный обиход вводятся факты, позволяющие по-новому оценить историю постановок оперы на сценах Императорских театров; проследить особенности интерпретации сочинения артистами немецкой, итальянской и русской трупп; оценить весомость вклада в создание «русской “Фенеллы”» яркими музыкально-театральными исполнителями и режиссерами.

Вагнеровские контексты биографии П. И. Чайковского

Тема статьи – влияние вагнерианства на становление творческой биографии П.И. Чайковского. В центре рассмотрения его отношения с наиболее активными пропагандистами и ближайшими сподвижниками Вагнера – Гансом фон Бюловом и Карлом Клиндвортом (перевод переписки с последним на русском языке приводится впервые). Уточняются обстоятельства контактов Чайковского с крупнейшим дирижером-вагнерианцем Гансом Рихтером. Ставится вопрос об особом и до сих пор не объясненном значении вагнеровского контекста для становления художественной индивидуальности русского композитора.

Ростропович, Мясковский, Прокофьев, Шостакович: виолончельное

Статья посвящена истории творческого общения Ростроповича с тремя русскими композиторами XX столетия, чьи произведения для виолончели явились истоком посвящённого этому артисту обширного репертуара. Изложение подробностей сотрудничества авторов и Ростроповича опирается на нотные и словесные источники, опубликованные и архивные материалы.

Опыт анализа свободной импровизационной музыки на примере альбома группы AMM “Fine”

Вопросы формообразования в свободной импровизационной музыке рассматриваются на примере альбома “Fine” группы АММ. Форма данной групповой импровизации рассматривается как последовательность взаимосвязанных стабильных и нестабильных эпизодов, где в качестве элементов стабильности могут выступать любые достаточно интенсивно повторяющиеся, родственные и пролонгированные элементы и их сочетания. Подобные эпизоды складываются в достаточно традиционные структуры, подтверждая тезисы В. Бобровского о пяти фундаментальных общих логических функциях композиции, сформулированные им в труде «Функциональные основы музыкальной формы». Однако в условиях коллективной свободной импровизации эти функции каждый раз принимают специфический, индивидуальный характер.

Европейские примадонны в России: 1840–1843

Статья посвящена гастролям Дж. Пасты, А. Бишоп и С. Гейнефеттер в России. На основании газетных публикаций восстанавливаются неизвестные ранее обстоятельства жизни и выступлений европейских примадонн в Санкт-Петербурге и Москве, программы их концертов, оперный репертуар. Анализируется характер восприятия искусства известных оперных певиц русскими слушателями, особенности формировавшегося на его основе образа иностранной примадонны.

Невидимый град Леденец: христианство и сравнительное литературоведение в поздних операх Н. А. Римского-Корсакова

Фокус работы – литературный аспект христианской музыкальной драмы, определяющий структурные особенности такого рода опер. В формировании концепции «Сказки о царе Салтане», как показано, большое значение имели труды А.Н. Веселовского: их материал, сравнительно-исторический метод анализа литературного текста, а также сама идея заимствования как диалога культур. В.И. Бельский, обратившийся к ним при создании либретто, тем самым задал творчеству Н.А. Римского-Корсакова новое направление.

Исследование арабских музыкальных источников: поиск скрытых и символических смыслов

В средневековых арабских текстах о музыке описываются, в частности, ее теоретические аспекты и психологическое воздействие, все множество вызываемых ею переживаний, ее всевозможные достоинства. Отсутствие музыкальной нотации и конкретных памятников изысканного музыкального искусства далекого прошлого делает эти описания во многих отношениях малопонятными. На четырех примерах автор показывает, что средневековые тексты богаты скрытыми и символическими смыслами, для расшифровки которых необходимы такие условия, как хорошее владение языком, глубокое погружение в культуру и непосредственное изучение рукописей.

Пьер Булез. Жест композитора

Статья написана на основе доклада, прочитанного в рамках международной конференции «Русско-французские музыкальные диалоги» («Келдышевские чтения–2012», Государственный институт искусствознания). Рассматривается мировоззрение и творчество Булеза поздних 1990-х, когда композитор во многом пересмотрел свои взгляды на композицию («вторая практика», по словам Ж.Ж. Наттье). Новыми опорами творчества композитора служат не интеллектуальные конструкции («серия»), а телесно ориентированная практика исполнительства, где опорным элементом оказывается «музыкальный жест», понимаемый как аналог «темы» или «мотива». Эти идеи Булез развивает в ходе анализа своей композиции ‘Sur Incises”, что и послужило отправной точкой для статьи.

Академическое издание коллективной «Млады» и его пределы

Опера–балет «Млада» сочинялась в 1872 году по заказу директора Императорских театров Степана Александровича Гедеонова. Пятеро композиторов — Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин и Л. Минкус —взялись за работу, но произведение осталось незаконченным. Ныне академическое издание сохранившихся частей «Млады» готовится к печати музыкальным издательством A–R Editions в Мидлтоне (США, штат Висконсин) в редакции автора статьи. Обсуждаются сложности, возникшие при подготовке издании. Так как некоторые сцены считаются утраченными, а другие совсем не были сочинены, полная, сплошная редакция в рамках научного издания, без досочинения недостающей музыки, оказалась невозможной. Объясняются причины, по которым оказалось возможным восстановление одних номеров и невозможным — других.

Ладовое строение знаменных стихир XVII века (на примере догматика первого гласа)

Статья посвящена разработке методов ладового анализа русских знаменных стихир XVII века. Отталкиваясь от идей, высказанных Ю.Н. Холоповым в книге «Гармония. Теоретический курс» (глава «Лады модального типа»), автор статьи выделяет несущие ладовые полихорды и анализирует баланс устоев внутри каждой попевки. Вводятся термины «корневая фигура» и «промежуточный устой». Ставится вопрос об итоговом (суммарном) ладе песнопения, включающем в себя лады отдельных попевок и текстомузыкальных строк. Предлагаются особые способы нотографического и словесно-цифрового именования ладов.

Вагнеровский Heldentenor: от истоков до наших дней

Опираясь на обширное литературное наследие Р. Вагнера и другие документы эпохи, а также на работы отечественных и зарубежных исследователей, автор предпринимает попытку комплексно рассмотреть феномен вагнеровского Heldentenor в исторической перспективе: от истоков до наших дней. В статье освещаются: предпосылки формирования и эволюция вагнеровского вокального стиля, сотрудничество композитора с первыми исполнителями теноровых партий в его операх и с немецкими вокальными педагогами Ф. Шмиттом и Ю. Геем, а также пути развития вагнеровского исполнительства с конца XIX в. до наших дней, в частности, процесс переосмысления и дифференциации представлений о Heldentenor.

«Геометрия трагедии» в «Хованщине» Мусоргского

В статье обосновывается историософская концепция русского раскола в народной музыкальной драме М.П. Мусоргского «Хованщина»; рассматривается античная модель построения трагедии, положенная в основание композиции и драматургии оперы.

Музыка «революционной Франции» в раннесоветской культуре: опыты исторической реанимации

В статье рассматривается история рецепции музыкальной культуры французских революций в раннесоветскую эпоху. На многочисленных примерах прослежены метаморфозы отношения к ней идеологов и художественной элиты, массовых вкусов.

«Царская невеста» и русская опера: драматургический аспект

Статья посвящена некоторым аспектам музыкальной драматургии и композиции «Царской невесты» Н.А. Римского-Корсакова. Автором оспаривается сложившееся в критике и исследовательской литературе мнение о номерном типе композиции «Царской невесты» и об использовании в этой опере «старых» музыкальных форм. Выявленные драматургические параллели «Царской невесты» с русскими классическими операми рассматриваются в ракурсе творческого диалога Римского-Корсакова с современной ему оперной традицией.

Жизнь и музыка в оккупированном Смоленске и некоторых других советских городах в годы Великой Отечественной войны

Статья посвящена неизвестным аспектам истории Второй мировой войны. В центре внимания — Смоленск, оккупированный с июля 1941-го по сентябрь 1943 года армией III рейха, а также ряд других советских городов, находившихся «под немцами» в определенные периоды Великой Отечественной войны. Рассматриваются социальные, культурные и религиозные аспекты жизни советских граждан при «новом порядке», поднимается тема коллаборационизма. Особое внимание уделяется музыкальной жизни в Смоленске перед началом Великой Отечественной войны и во время оккупации. Работа основана на архивных источниках Государственного архива Смоленской области и Центрального государственного архива высших органов власти и управления Украины. Использованы данные опросов жителей Смоленска, переживших оккупацию. В работе впервые подчеркивается важность изучения истории оккупации для понимания истории культуры русского зарубежья.

Из истории изучения и сценической судьбы первой авторской редакции «Бориса Годунова» Мусоргского

При кажущейся хрестоматийности оперы «Борис Годунов», само «открытие» и затем появление на театральной сцене первой авторской редакции произведения (1869) пока недостаточно исследовано. Особенно это касается периода, предшествовавшего публикациям П.А. Ламма. В статье раскрывается история изучения первой редакции «Бориса Годунова» до 1920-х годов, а также кратко освещается сценическая судьба этой версии оперы.

Архиерей советской эпохи: певческие репертуары владыки Сергия (Ларина)

Статья посвящена проблематике православного церковного пения в России 1950—60-х годов на примере деятельности в этой области одного из выдающихся архиереев эпохи — архиепископа Сергия (Ларина).

Два эпизода: Морской корпус и Александро-Невская Лавра

В первом «эпизоде» статьи рассматривается окружение Н.А. Римского-Корсакова в годы его учения в Морском корпусе и кругосветного плавания; во втором «эпизоде» речь идет об отражении похорон М.П. Мусоргского в дневниковых записях и рисунках И.Ф. Тюменева (архивный источник).

ДИССЕРТАЦИИ

Диссертации, защищенные в 2008-2012 годах

РЕЦЕНЗИИ

Обзор последних работ о русской православной музыкальной культуре
Рецензия на книгу: Власова Е.С. 1948 год в советской музыке. Документированное исследование. М., Классика XXI. 2010. – 456 с.
Еще раз о туризме Глинки и его последствиях

Рецензия на книгу С.В. Тышко и Г.В. Куколь «Странствия Глинки. Комментарий к “Запискам”. Часть III. Путешествие на Пиренеи или испанские арабески» (Киев, 2011) состоит из трех частей. В первой рассматривается новизна авторской версии ответа на вопрос о причинах поездки Глинки в Испанию. Вторая часть посвящена вопросам методологии исследования. В третьей приводятся отзывы на книгу крупнейших украинских ученых – Н.А. Герасимовой-Персидской, М.Р. Черкашиной-Губаренко и Е.С. Зинькевич.

Е.М. Левашев, Н.И. Тетерина. Историзм художественного мышления М.П. Мусоргского

Рецензия посвящена одной из капитальных работ последнего времени по истории русской музыки и одному из наиболее значительных исследований творчества М.П. Мусоргского.

Памяти А.С. Ляпуновой; Т.А. Зайцева Творческие уроки М. А. Балакирева. Пианизм, дирижирование, педагогика; А.А. Алексеев-Борецкий Николай Иванович Заремба

Рецензия посвящена трем петербургским изданиям последнего времени, в центре которых – судьбы выдающихся деятелей истории русской музыки второй половины XIX – начала ХХ веков.

Квалификационное музыковедение

В статье идет речь о музыковедческих диссертациях, защищенных в классе Р.А. Насонова в Московской консерватории. Три работы исследуют европейскую музыку барокко и классицизма: Антоненко Е.Ю. Церковная музыка Бальдассаре Галуппи: проблемы изучения и исполнения (2013), Жданов В.А. Духовный концерт в творчестве северонемецких композиторов второй половины XVII века (2015), Ноговицына К.А. Светский вокально-инструментальный концерт в творчестве Бьяджо Марини и его североитальянских современников (2016). Исследования выполнены на высоком научном уровне, имеются нотные расшифровки.

Рецензия на книгу: «Постмодернизм за Железным занавесом»

В ноябре 2009 года, к 75-летию со дня рождения Шнитке, Ганноверская высшая школа музыки, театра и СМИ организовала международный симпозиум «Постмодерн за железным занавесом». В мае 2013 го по материалам симпозиума был выпущен сборник статей, среди участников которого нет ни одного специалиста из России и других стран бывшего СССР.

АФИША

XXXV Международный фестиваль современной музыки «Московская осень»

Самый крупный в мире многожанровый фестиваль современной музыки «Московская осень» в этом году отмечает свой двойной юбилей – 35 лет с момента учреждения и 20 лет в международном статусе. Этот форум профессионального композиторского творчества представляет российские и мировые премьеры наших современников – композиторов из Москвы, других городов России, «ближнего» и «дальнего» Зарубежья. Этот музыкальный вернисаж объединяет композиторов разных поколений, творческих устремлений, стилей, направлений и поисков.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОШЕДШИХ КОНФЕРЕНЦИЙ

Теория и практика Новой музыки в учебных курсах Московской государственной консерватории

Доклады российских участников на конференции «Музыканты и музыковеды как педагоги», организованной Болонским университетом совместно с журналом ‘Il Saggiatore musicale’ и Международным обществом музыковедения (Болонья, май 2014 года).

В настоящее время преподавание новой музыки занимает важное место среди учебных дисциплин консерватории. Ее материал изучается в фундаментальных курсах истории и теории музыки, таких как гармония, контрапункт, учение о формах. Наряду с этим с начала 2000-х годов предлагаются специальные курсы, которые ведут педагоги Кафедры современной музыки. Их содержание связано со специальностями студентов. Так, для композиторов на первом плане находятся новые техники сочинения, для музыкантов-исполнителей – новый репертуар и новые способы игры на инструментах. Исполнительскую специализацию в сфере новой музыки предлагает аспирантский класс «Современный оркестр», который служит базой Ансамбля солистов «Студия новой музыки», имеющего международную известность.

Музыкально-теоретическое осмысление итальянской арии XVIII века и изменение курса музыкальной формы

Доклады российских участников на конференции «Музыканты и музыковеды как педагоги», организованной Болонским университетом совместно с журналом ‘Il Saggiatore musicale’ и Международным обществом музыковедения (Болонья, май 2014 года).

Доклад посвящен вопросу, который актуален как для теории музыки, так и для педагогики. Какое место занимает итальянская ария XVIII века в общей системе музыкальных форм, испытывает ли она влияния инструментальных жанров или, может быть, сама оказывает такое влияние?

В России на протяжении всей истории профессионального музыкального образования начиная с XIX века и до сегодняшнего дня как теория, так и учебный курс музыкальной формы, как правило, базировалась на инструментальной музыке. Вместе с тем, исследования последних десятилетий показывают, что в кристаллизации ряда композиционных принципов ария в первой половине XVIII века занимает приоритетное положение.

Среди таких принципов – ритурнельный принцип, положенный в основу барочного концерта; принципы репризности и трехчастности, утвердившиеся в итальянской арии в 1680-е годы – ранее, чем в инструментальных жанрах; контрастное сопоставление частей (1700-е годы). Итальянская опера сыграла важную роль в формировании классического музыкального тематизма – не только его лексических топосов, но и таких качеств, как гомофонно-гармонический склад, метрическая и синтаксическая периодичность, мотивная дробность. Утверждение битематической сонатной формы протекало в рамках структуры da capo в арии параллельно с инструментальной музыкой (1720–1750-е годы). Решающую роль сыграла итальянская ария и в появлении сонатной формы с двойной экспозицией, характерной для классического концерта.

В моем учебном курсе музыкальной формы для музыковедов и музыкантов-исполнителей в Российской академии музыки имени Гнесиных рассмотрены теория и история музыкального формообразования в XVII-XVIII веках, учитывая все перечисленные факторы. Это позволило приблизить понимание студентов к реальной музыкальной практике, в тем процессам, которые происходили в истории музыки XVIII века.

ФРАГМЕНТЫ БУДУЩИХ МОНОГРАФИЙ

Эволюция и метаморфозы традиционных музыкально-теоретических категорий в новой музыке. Глава 2. Мелодия

Настоящий текст – отрывок будущей большой работы под условным названием «Теоретические основы новой музыки: от Дебюсси и Шёнберга до наших дней». Предполагается, что работа будет состоять из двух частей: 1. «Эволюция и метаморфозы традиционных музыкально-теоретических категорий в новой музыке»; 2. «Тенденции, течения, лидеры новой музыки: исторический обзор». Представлена 2-я глава части 1 – «Мелодия», в трех разделах: 2.1. «Мелодическое письмо “нововенских” классиков»; 2.2. «Мелодический фактор в условиях серийной риторики»; 2.3. «Развитие идеи Klangfarbenmelodie. Мелодическое письмо в новых контекстах. Универсальные признаки “хорошей” мелодии».

Испания глазами Глинки: путешествие и остановка в пути

Статья представляет собой главу очередной книги из серии «Странствия Глинки». Пытаясь вжиться в контекст эпохи, наполнить смыслом давно забытые или малоизвестные понятия и образы, возникающие на страницах «Записок» Глинки, авторы акцентируют внимание читателя на восприятии Испании, сложившемся в культурно-художественной среде его современников. Тревелоги А. Дюма, В. Боткина, Р. Форда, Т. Готье, В. Ирвинга, П. Мериме, Ж. Санд, а также письма Ф. Шопена и Ф. Листа представляют собой не только неисчерпаемый источник данных об Испании, но и возможность почувствовать восторг первооткрывателей перед новизной и необычностью этой страны, остававшейся до середины XIX некоей terra incognita для большинства современников Глинки.

«Русский Вагнер» на страницах «Доктора Живаго»

Данная статья — фрагмент книги «Классическая музыка в мифотворчестве советской эпохи», готовящейся к выпуску в издательстве «Новое литературное обозрение», Москва. Рассматривается влияние на роман Пастернака «Доктор Живаго» символистской эстетики, опосредованной вагнеровскими мотивами. Специфика их функционирования в романе определяется интенсивной рецепцией творчества Вагнера в культуре Серебряного века.

Модели музыкальной речи

Настоящая публикация — фрагмент монографии «Музыка в зеркале философской рефлексии исламского мира: классическая теория и современная практика», над которой автор работает в настоящее время. Вниманию читателя представлен первый параграф «Архитектоника музыкальной речи» главы четвертой — «Модели музыкальной речи». Автор не преследует цели показать музыку в зеркале философской рефлексии во всей полноте положений классической теоретической мысли X—XV веков. В центре внимания оказывается установление неоднородности данной рефлексии, обоснование различия ее онтологических принципов, открывающих для нас две разные музыкальные картины мира. Поэтому особое внимание уделяется системообразующим факторам взаимодействия музыкального языка и музыкальной речи, которые позволяют прояснить понятие «исламская музыка» в аспекте особого поведения базовой структуры, определяемой в культуре как мак̣āм.

Звуковые руины современности: народные песни в посттрадиционную эпоху

Текст израильского музыковеда Эдвина Серусси представляет собой предисловие к его готовящейся к печати книге «Звуковые руины современности: Народные песни в посттрадиционную эпоху». Автор касается в предисловии значительных изменений в научных представлениях о феномене традиции и предлагает свой собственный взгляд на традицию, имея в виду прежде всего область народной песни. Согласно гипотезе Серусси, каждое соприкосновение с народными песнями в современную эпоху подобно неоднократному посещению мест памяти («сайтов руин»). На основе анализа локального репертуара, а именно народных испано-еврейских песен на языке ладино, автор предлагает методологию, которая учитывает процессы взаимодействия между личными воспоминаниями, художественными инициативами, политическими манипуляциями, медиа-политикой и исследовательскими начинаниями – всем тем, что в конечном счете сформировало «космическую игру традиции» (Ричард Тарускин) в народных песнях последнего столетия.

Сонористика в польской фортепианной музыке 1960–80-х годов

Фортепианное творчество Т. Сикорского – редкий пример минимализма в форте-пианной музыке, отразивший тенденции польской сонористики. Сонористические композиции Ю. Лучюка и П. Шиманьского также предлагают исполнителям оригинальный материал, отличающийся эмоциональной и звуковой содержательностью. Данная статья – часть монографии «Польская фортепианная музыка XX века», подготовленной к печати.

Стивен Шварц: от рок-оперы до современного мюзикла

Настоящая публикация – фрагмент монографии «Композиторы – мюзиклу», над которой автор работает в настоящее время. Эта книга посвящена композиторам, определявшим магистральные пути развития мюзикла как нового жанра музыкально-драматического искусства, зародившегося в конце XIX и бурно развивавшегося в XX веке. Данная статья – глава книги, посвященная творчеству знаменитого американского композитора Стивена Шварца.

Библиография жизни и творчества П.И. Чайковского. Указатель литературы, вышедшей на русском языке за 140 лет (1866–2006)

Труд, фрагменты которого публикуются в настоящем номере, представляет собой первую попытку объединения в рамках одной работы сведений о публикациях русскоязычной литературы о Чайковском за 140-летний период. В процессе подготовки использованы материалы, собранные в отечественных библиотеках, а также напечатанные в общих библиографических обзорах, в исследованиях и монографиях о композиторе.

ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКОЗНАНИЯ

Деятельность К.А. Кузнецова в Moscow News (1934–1939)

В статье кратко освещена история сотрудничества известного российского музыковеда Константина Кузнецова с американо-советским издательским проектом Moscow News. Анализ очень большого корпуса англоязычных статей и рецензий Кузнецова позволяет дополнить творческую биографию специалиста многими ранее не известными фактами, скорректировать представления о деятельности и личности учёного. К статье прилагаются списки публикаций Кузнецова в изданиях Moscow News и Moscow Daily News и оригиналы нескольких его газетных текстов (см. Публикации).

ПУБЛИКАЦИИ

Письма А.К. Глазунова к дочери

Первая публикация писем Александра Глазунова к его приемной дочери Елене Гюнтер-Глазуновой, датированных периодом с января по декабрь 1933 года. Письма проливают свет на многие подробности артистической и частной жизни Глазунова в эмиграции и на его отношения с рядом русских и зарубежных музыкантов.

Евсеев Сергей Васильевич. Фрагменты записных книжек: 1922–1932

Записные книжки выдающегося теоретика музыки С.В. Евсеева — интереснейший документ советской эпохи, на страницах которого воссоздается летопись истории Московской консерватории, оперных и драматических театров столицы и повседневной жизни композиторского и музыковедческого сообщества бурного десятилетия истории отечественной музыкальной культуры.
Вступительная статья, публикация и комментарии Олеси Бобрик.

К.А. Кузнецов. Избранные статьи (1934–1937)

В подборке представлены некоторые из статей, написанных выдающимся музыковедом К.А. Кузнецовым (1883—1953) на английском языке для еженедельника Moscow News и ежедневника Moscow Daily News в середине 1930-х годов и списки его публикаций в этих изданиях.

Неизвестные версии нескольких эпизодов «Носа» Шостаковича

В рукописных материалах к «Носу» Шостаковича, хранящихся в РГАЛИ. и Архиве Д. Д. Шостаковича, обнаружены не вошедшие в окончательную версию оперы антракты между 3-й и 4-й картинами первого и между 1-й и 2-й картинами второго действия, а также версия начала третьего действия. Приводится описание автографов и авторизованных чистовых рукописей; они будут опубликованы в Новом собрании сочинений Шостаковича (М.: DSCH).

Хроника памяти. Из американских дневников Артура Лурье

Основу публикации составляют фрагменты американских дневников и воспоминаний Артура Лурье с 1944 го по 1964 год. Мы отобрали записи, посвященные, главным образом, ровесникам и соотечественникам композитора в эмиграции и в России: Анне Ахматовой, Ольге Глебовой-Судейкиной, Сергею Кусевицкому, Александру Гречанинову, Марку Шагалу, Савелию Сорину, Сергею Судейкину и другим. Большинство фрагментов дневников публикуется впервые.

Письма В.И. Бельского к Андрею Николаевичу и Михаилу Николаевичу Римским-Корсаковым

Публикация писем либреттиста поздних опер Н.А. Римского-Корсакова, В.И. Бельского, эмигрировавшего после революции в Югославию, к жившим в Ленинграде сыновьям композитора (1933–1945), с приложением биографических документов о Бельском и комментариями.

ПРЕЗЕНТАЦИИ

Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи

В книге впервые делается попытка восстановить историю рецепции классического музыкального наследия в советскую эпоху. Ее материал составляют как музыкально-критические и музыковедческие работы, так и политические документы, музыкальные, литературные и кинематографические произведения, источники по истории советского театра, различными средствами интерпретирующие смыслы классической музыки.

Героями книги в результате становятся не только композиторы-классики, чья музыка нашла отражение в зеркале интерпретаций советской эпохи, но и политики, философы, историки, писатели, поэты, режиссеры и актеры театра и кино, балетмейстеры, художники и, конечно, музыканты и музыковеды. В центре исследования принципы и механизмы осуществленной в советскую эпоху «редукции» классического наследия, ее влияние на восприятие музыки массовым слушателем и на само советское искусство, роль в обретении идентичности «советская культура». Анализируется исторический контекст, в котором происходило омассовление «музыкальной классики» в советской культуре и формирование того ее образа, который в массовом сознании во многом остается действенным и сегодня.

Презентации изданий:

монография Н. Ю. Плотниковой о русском партесном многоголосии, сборник памяти Ю. В. Келдыша, новый выпуск серии «Русское православное церковное пение в XX веке»

Завершение «Истории русской музыки в десяти томах»

Члены редакционной коллегии коллективной монографии «История русской музыки в десяти томах» рассказывают о судьбе этого издания, создававшегося на протяжении более чем трех десятков лет коллективом Государственного института искусствознания (ранее ВНИИИ) и завершенного в 2012 году.

Мендельсон-Прокофьева М.А. О Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Воспоминания. Дневники (1938–1967)

Елена Кривцова представляет издание воспоминаний и дневников М.А. Мендельсон-Прокофьевой – второй жены, соратницы и биографа композитора. Книга была выпущена в конце 2012 года издательством «Композитор» в сотрудничестве с Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры имени М.И. Глинки (ВМОМК); научный редактор, автор предисловия и комментариев – Е.В. Кривцова. Ранее мемуары целиком не издавались. Оригиналы рукописей хранятся в фондах ВМОМК.