РУССКИЙ    |    ENGLISH

Элемент не найден!

СТАТЬИ

Тайные игры: хождение по кругам

Статья написана в процессе подготовки к изданию партитуры Второй симфонии А.П. Бородина в авторской редакции. В 1930-е годы эта работа уже была выполнена П.А. Ламмом, но осталась неизданной. Позднее к авторской редакции симфонии обращались некоторые музыковеды и дирижеры, однако вплоть до 2008 года опубликованных исследований на русском языке не появлялось. В официальной же историографии доминировало мнение, что изменения, внесенные Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым в посмертное издание партитуры, были авторизованы. Изучение рукописных источников, а также истории создания и прижизненных исполнений симфонии показывает, что это мнение неверно.

Премьера на русской сцене «Манон» Массне: К истории сценической судьбы, или причуды успеха

Статья воссоздает обстоятельства премьер оперы «Манон» Массне в Париже и Санкт-Петербурге (1884, 1885). В конце XIX – начале ХХ века французский композитор был на вершине мировой славы, но в России ему не слишком повезло, и эта ситуация сохраняется до настоящего момента. Привлечение большого количества малоизвестных и вовсе неизвестных источников помогает многое прояснить в этих важных эпизодах истории русского оперного театра XIX века.

Премьера второй редакции «Леди Макбет Мценского уезда»: действующие лица и исполнители

В статье впервые подробно прослеживается история подготовки к сценическому воплощению второй редакции оперы Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в 1963 году. Рассматривается роль инициатив руководства ленинградских и московских театров, Союза композиторов СССР, представителей творческой общественности и чиновничьего аппарата. Впервые приводятся документы, свидетельствующие о намерении миланского театра Ла Скала представить вторую редакцию сочинения на сцене, выдвигается гипотеза о причинах срыва данных намерений и позиции композитора по этому вопросу.

Из опыта комментария к текстам музыкантов: «медленное чтение» или чтение с остановками?

В статье в очередной раз аргументируется разрабатываемый автором подход к комментарию вербальных и музыкальных текстов. Характеризуются пути современной модификации известного метода «медленного чтения» и его превращение в метод «чтения с остановками». На материале нескольких комментариев, относящихся к самым различным сферам музыкознания и музыкальной культурологии (факты биографий М.И. Глинки и А.С. Пушкина, отношение к обиходному напеву в одном из песнопений «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова, переломный момент в творческой биографии пианиста В.С. Горовица и проч.), продемонстрирована жизнеспособность предложенной автором концепции комментария и, в частности, возможность с ее помощью по-новому интерпретировать тексты музыкантов.

Директор императорских театров А.М. Гедеонов: московские истоки Санкт- Петербургской театрально- административной карьеры (продолжение) Неизвестный «роговой проект» и его судьба

Рассматривается неизвестный ранее эпизод истории русской роговой музыки и роль в нем А.М. Гедеонова. Впервые восстанавливается маршрут европейских гастролей русского рогового оркестра в 1830-е годы и контрактные условия, принятые на себя музыкантами. Устанавливается значение А.М. Гедеонова, И.Н. Утермарка и П.М. Козлова как инициаторов и организаторов поездки. Анализируются особенности концертной деятельности исполнителей, программа их выступлений, а также отношение европейской публики к русским музыкантам и русскому роговому искусству.

Микротоновые системы в отечественной и зарубежной музыке

Проблемы истории и теории музыки, оперирующей интервалами меньше полутона, рассматриваются в пяти очерках: «Из истории микрохроматики», «“Микровселенная” звука. Акустические и эстетические основания музыкальных систем», «О гармонии в микрохроматике», «Учение о гармонии Алоиса Хабы» и «Микрохроматические системы».

Опера Мусоргского «Борис Годунов» на пути к сцене Мариинского театра (1874): факты, герои, версии

Судьба оперы Мусоргского «Борис Годунов» на сцене Мариинского театра (1874) рассматривается с точки зрения Дирекции Императорских театров, цензурного ведомства, Театрально-литературного комитета и исполнителей, занявшихся судьбой произведения мало известного в ту пору отечественного автора. Сопоставленные факты позволяют открыть новые подробности и неожиданные повороты в развитии хрестоматийно известной истории. Особое внимание уделяется обстоятельствам возникновения «мифа об опере “Борис Годунов” и его авторе, Мусоргском». Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Русская Императорская опера. Повседневная жизнь».

Музыкальные баталии в России

Статья посвящена музыкальным баталиям – жанру, весьма популярному в XVIII и начале XIX в. Самым знаменитым произведением такого рода является «Победа Веллингтона, или Битва при Витории» Бетховена. В статье рассматриваются музыкальные баталии, написанные в России в начале XIX века. Дается характеристика батального жанра в музыке, анализируются некоторые произведения Д. Штейбельта, Пачини, неизвестных авторов. В приложении помещен каталог батальных пьес, изданных в России в 1812—1828 годах.

Об ориентализме в опере Стравинского «Соловей»

Статья посвящена феномену ориентализма в опере Стравинского «Соловей» (1908—1914). Мистифицированная китайская манера, присущая музыкальному языку сочинения, анализируется в контексте европейской традиции chinoiserie; эволюция ориентальной идиомы Стравинского в рамках семилетней истории создания оперы рассматривается на широком фоне художественной жизни Санкт-Петербурга и Парижа начала ХХ века.

Джачинто Шельси

Первый на русском языке очерк жизни и творчества итальянского композитора – аристократа и «варвара», ультрамодерниста и неоархаиста, католика и буддиста – Джачинто Шельси (1905—1988), с разбором его музыки всех жанров и творческих периодов, характеристикой его эстетических взглядов и мировоззренческого кредо. Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Маргиналы музыки XX века».

Музыкальная эмблема в эпоху иконического поворота: к современной истории одной барочной темы

В статье обсуждаются различные варианты преломления в современном культурном пространстве семантики Арии “Erbarme dich” («Сжалься», № 47) из «Страстей по Матфею» И.С. Баха. Во второй половине ХХ – начале XXI века баховская тема оказалась частью самых разных художественных явлений: кинематографических саундтреков, академических музыкальных композиций, синтетических постмодернистских проектов. Эмблематическая сущность темы откристаллизовалась в контексте оппозиций сакрального / профанного, высокого / низкого, естественного / искусственного…

О музыкальной истории и семантике полночи

В статье прослеживается история, семантика, особенности поэтики музыкального воплощения образа полночи, от XIX века до наших дней, включая «неоготические» трактовки. Важной причиной внимания к избранной теме является формирование диктуемых ею экстремальных и острохарактерных выразительных художественных средств.

К вопросу о применении термина «микротематизм» при анализе камерных сочинений Рахманинова и Брамса

Статья посвящена установлению черт структурного и композиционного сходства между камерными сочинениями Рахманинова и Брамса. Основой для аналогий служит использование обоими авторами метода так называемого микротематизма.

О восприятии Малера в Израиле: возвращение домой?

В статье прослеживается эволюция восприятия музыки Малера в подмандатной Палестине и Израиле: от сравнительно сдержанного отношения, обусловленного, в частности, идейными и религиозными разногласиями внутри израильского общества, до трактовки искусства Малера как своего рода символа возрожденного Израиля. Особое внимание уделено произведениям современной израильской литературы, содержание которых так или иначе связано с музыкой Малера.

Посткомпозиция XVI века: на пути к авторскому опусу

Посткомпозиция – преобразование ранее сочиненного музыкального текста – была распространена в исполнительской (часто импровизаторской) практике XVI века и относится к кантусному типу творчества, свойственному средневековой и ренессансной культуре в целом. Однако практика XVI века показывает, что в ее недрах созревал новый тип композиции, отразивший изменение мировоззрения, индивидуальной, в духе Нового времени, самоидентификации личности. В статье показано, как внеавторский – комментирующий – тип творчества перерастает в авторский, а «сырой», подлежащий аранжировке текст – в готовый авторский опус. На этом промежуточном этапе возник целый культурный пласт, который еще не получил достаточного освещения в музыковедении.

В назревавшем культурном переломе сыграли свою роль все ряды музыкантов эпохи Возрождения – исполнители (профессионалы и любители), издатели и составители сборников музыкальных переложений, композиторы и, наконец, нарождающийся институт слушателей-меломанов, определивших эстетический вкус времени и указавших путь к Новой музыке.

Посткомпозиционное преобразование произведения стало актуальным для нашего времени методом творчества, но только с противоположной тенденцией: от авторского опуса к интерпретации, комментарию избранного готового текста.

Рецепция Альбана Берга в СССР

Рецепция музыки Берга в России 1920–1930-х годов определяется ленинградской премьерой оперы «Воццек», которой посвящены исследования И.А. Барсовой и О.А. Бобрик. Вместе с тем за их рамками остается довольно большой круг материалов преимущественно из зарубежных архивов: частная переписка, мемуары, статьи в журналах и газетах. Нуждаются в прояснении неосуществленные планы дальнейших постановок «Воццека» в городах СССР, факты исполнения других сочинений композитора, а также некоторые обстоятельства написания и публикации статей Берга, предназначенных для России. В статье предпринята попытка осмысления доступного сейчас круга источников, намечены перспективы дальнейшего исследования рецепции Берга в России.

Воспоминание

Комментированный перевод главы из монографии выдающегося немецкого философа, социолога и музыковеда Теодора Адорно (1903–1969), некоторое время бывшего учеником Берга по композиции. Один из наиболее умных и тонких знатоков творчества учителя, Адорно стал автором многочисленных статей о его творчестве, впоследствии объединенных в книгу «Берг. Мастер незаметного перехода». В основу «Воспоминания» положен некролог, написанный Адорно в 1935 году, и завершенные 20 лет спустя мемуары. Перевод с немецкого и примечания Ю.С. Векслер. На русском языке публикуется впервые.

Комический театр Георга Филиппа Телемана

Работа посвящена рассмотрению ключевых особенностей театрального стиля Г.Ф. Телемана на примере его комических опер.

Социальное обеспечение артистов русской императорской оперы

В статье рассматривается процесс формирования и функционирования системы пенсионного обеспечения артистов Императорских театров. Особое внимание уделено определению специфики артистических пенсий в сравнении с пенсиями общегражданскими и придворными.

Существенное место занимает анализ характера и объема социальной поддержки артистов в случае их болезни, а также, – вдов и сирот артистов, остававшихся без кормильца.

Теория интонации и исследования о музыкальном жесте: перспективы взаимодействия и синтеза

Среди современных работ о жесте в музыке, есть ряд концепций, весьма близких к теории интонации. Основная задача статьи — выявление аналогий между ними, с целью наметить пути их возможного взаимодействия и синтеза. В статью включён краткий обзор работ и высказываний о жесте крупных мыслителей XX века; затем, дана общая картина исследований о музыкальном жесте последних трёх десятилетий. Особый раздел отведён роли жеста в творчестве современных композиторов академического авангарда. В центральной части статьи разбираются теории музыкального жеста Р. Хаттена, А. Кокса, М. Эмберти и нескольких других авторов. Последние два раздела посвящены моей собственной концепции «отпечатка» жеста в музыкальном пространстве, а также вытекающим из неё возможностям анализа исторического развития музыкального искусства в XX веке.

Бернхард Поллини как зарубежный импресарио Чайковского

Имя Бернхарда Поллини, одного из самых влиятельных и знаменитых театральных деятелей конца XIX века, в справочной и специальной литературе о музыке и театре встречается не часто. Однако именно он на протяжении четверти века определял жизнь крупнейшей музыкальной и театральной столицы Европы – Гамбурга; он же стал одним из первых пропагандистов русской музыки в Германии. В настоящей статье впервые делается попытка восстановить историю его взаимоотношений с Чайковским. В основу исследования положена неопубликованная корреспонденция Поллини из клинского архива. Привлечение зарубежной музыкальной периодики того времени помогает дополнить биографию Поллини и выдвинуть некоторые новые гипотезы.

«В эфире чистом и незримом» (1994): тексты, подтексты и интонации в фортепианном квинтете александра кнайфеля

«В эфире чистом и незримом», строфы с Тютчевым для фортепиано и струнного квартета» (1994)— ключевое произведение в контексте зрелого творчества русского композитора Александра Кнайфеля. Аскетизм выразительных средств и статичный, почти инертный характер гармонии не противоречит тому, что произведение заключает в себе сложный комплекс смыслов. Автор использует разнообразные методы — как музыкальной, так и отчасти лингвистической природы, — не только для того, чтобы передать эти смыслы и облегчить их восприятие, но и для того, чтобы завуалировать их. Некоторые из использованных методов достаточно радикальны и направлены на то, чтобы расширить функции как исполнителя, так и слушателя. Значительная часть позднего творчества Кнайфеля остается неопубликованной; эта статья — первый анализ данного произведения и первое углубленное исследование этих методов, осуществленное в контексте кнайфелевского подхода к музыкальной семантике.

Образование историков музыки: прошлое, настоящее и будущее

Положение в области образования историков музыки оценивается автором как катастрофическое — прежде всего потому, что в консерваторских программах уделяется совершенно недостаточно места изучению музыки Античности и Средневековья, а также музыки неевропейских культур. Вследствие этого понятия и категории, важные для новоевропейской музыки, сплошь и рядом трактуются неверно, поскольку их преемственная связь с музыкальным мышлением далекого прошлого остается непонятой или не выявленной. Автор прослеживает историю того, как складывалось подобное положение, намечает возможные пути его преодоления и приводит позитивные примеры из недавней практики Санкт-Петербургской консерватории.

Рахманинов и грамзапись

Статья посвящена анализу взаимодействия Рахманинова и американской индустрии звукозаписи. Рассмотрен процесс развития грамзаписи в XX веке, ее значение для исполнителей и композиторов.

Жан Барраке (1928–1973)

Первый на русском языке очерк жизни и творчества французского композитора, ученика Мессиана Жана Барраке (1928–1973). Будучи стойким приверженцем серийной техники и пуантилизма, Барраке ставил перед собой только задачи высшей степени сложности и, ориентируясь прежде всего на Бетховена, работал только в крупных, монументальных формах; его зрелое наследие состоит из шести завершенных партитур, три из которых вдохновлены философским романом Германа Броха «Смерть Вергилия». Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Маргиналы музыки XX века».

М.Г. Арановский: учение о мелодии

В статье анализируется теория мелодического синтаксиса, разработанная выдающимся российским музыковедом М. Г. Арановским (1928–2009), и разъясняются причины того, почему эта теория оказалась невостребованной в практике консерваторского преподавания.

Верлибр Александра Блока и проблема его музыкальной интерпретации

Статья посвящена проблеме музыкальности поэзии и, в частности, анализу «звукосмысла» стихотворения-верлибра А. Блока. Утверждается, что, внешне приближаясь к прозе, по сути верлибр у Блока остается стихом и — более того — поэзией в полной мере. Особенности музыкального воплощения поэтической интонации верлибра рассмотрены на примере трёх композиторских прочтений стихотворения «Ночь. Город угомонился…» (А. Раскатова, А. Бузовкина, Г. Банщикова).

Русское музыкальное присутствие в Испании. Антон Рубинштейн и Игорь Стравинский

История гастрольных поездок в Испанию и выступлений перед испанской публикой двух крупнейших российских музыкантов рассматривается в широком контексте развития музыкальной культуры страны, становления ее композиторской и исполнительской школы, контактов с крупнейшими мировыми звездами, а также особенностей концертной жизни этого времени. В статье использован неизвестный ранее иллюстративный материал.

Стравинский в стиле Español

Исследование – первая в отечественной литературе попытка системного анализа проблемы «Испания в рецепции Игоря Стравинского». В ней учитываются: воплощение испанской тематики в творчестве И. Стравинского, его отклик на явления испанской музыкальной культуры и испанского художественного менталитета, круг испанских контактов композитора в сфере искусства.

Испанские связи Сергея Прокофьева

В статье раскрываются различные аспекты темы «Прокофьев и Испания» – от детских лет композитора, изучения испанского языка в юности и знакомства с музыкой испанских композиторов-современников до встречи с Линой Любера. Анализируются истории различных творческих замыслов С. Прокофьева, связанных с испанской тематикой и его контакты с испанскими музыкантами.

Испанские балеты Леонида Мясина

В очерке представлена история знакомства с Испанией выдающегося танцовщика и хореографа Леонида Мясина. Анализируются балеты Л. Мясина, созданные как его отклик на эти впечатления. Вклад Л. Мясина в хореографическую разработку испанской темы автор характеризует как наиболее значительный среди известных обращений к ней на балетной сцене.

Об одном из Российских проектов Висенте Мартин-и-Солера: «Федул с детьми» в фондах библиотеки Мариинского театра

На основе изучения партитуры-автографа комической оперы «Федул с детьми» Мартина-и-Солера (в соавторстве с В. Пашкевичем, либретто Екатерины II) (1791) фиксируется участие в ее создании Джузеппе Сарти. Анализируются многочисленные редакционные автографы-правки Дж. Сарти на страницах данной рукописи. Высказываются предположения относительно причин участия в данном оперном проекте.

Опреа “Il dissoluto punito, ossia Don Giovanni Tenorio” Рамона Карнисера: к истории испанского музыкального театра первой трети XIX века

Статья посвящена возрожденной недавно в исполнительской практике опере «Наказанный распутник, или Дон Жуан Тенорио» одного из самых известных композиторов романтического периода в Испании Рамона Карнисера (текст Л. Да Понте). В статье предпринята попытка представить оперу, как важный этап в истории испанского музыкального театра. Подробно рассматривается либретто, выявляются точки соприкосновения с «моцартовским» текстом, раскрываются особенности драматургии и музыкального языка. Особое внимание уделяется рассмотрению традиций моцартианства и россинианства в Испании.

Образ истории в симфоническом творчестве М.А. Балакирева

В статье анализируется сочинение М.А. Балакирева, возникшее на основе темы, сообщенной ему М.И. Глинкой. Характеризуются различия двух его редакций, предпринимается сравнение с испанскими увертюрами М.И. Глинки. Автор приходит к заключению: в середине 1850-х годов глинкинская традиция в творчестве его непосредственных преемников претерпела значительную трансформацию. Обращается внимание на возникновение в раннем произведении М.А. Балакирева новой концепции истории, трактуемой в бескомпромиссно трагическом ключе. Это позволяет соотнести данный аспект исторического мировоззрения Балакирева с позднее сформулированной музыкальной историософией Мусоргского.

Рождение русской Кармен

В статье предпринята попытка воссоздать последовательность и художественный уровень постановок оперы Ж. Бизе «Кармен» в России, предшествующих ее исполнению на русском языке на сцене Русской Императорской оперы в 1885 году. Характеризуется доминирующее в ту пору восприятие «Кармен», сказавшееся на формировании определенной постановочной традиции. Приводятся сведения о первых спектаклях и первых исполнительницах титульной партии в России.

Кармен на советской оперной сцене

Статья посвящена истории рецепции оперы Ж. Бизе «Кармен» в советскую эпоху: рассматриваются особенности символизации образа Кармен в массовой культуре, возникновение новых коннотаций, обусловленных идеологическими и художественными контекстами времени. Анализируются также основные направления режиссерских интерпретаций оперы в 1920-30 е годы, адаптация ее идейно-художественных смыслов с помощью «слова о музыке». Сравнительный анализ сценических интерпретаций заглавной роли позволяет сделать вывод о непосредственном влиянии вербальных трактовок оперы на оформление постановочного и исполнительского канона воплощения «Кармен» на советской сцене.

Биографика композиторов екатерининской эпохи: соотношение документов, легенд и мифов

В статье рассматривается проблема биографики композито- ров екатерининской эпохи сквозь призму загадок, неясностей и неточностей. Освещаются вопросы мифологизации жизнеописаний известных музыкантов. В качестве самой показательной выбрана биография Березовского: рассмотрены самые уязвимые моменты описания истории жизни этого музыканта, выдвигаются аргументы pro и contra некоторых тезисов в научной литературе. Подчеркивается значение контекста для осмысления биографиче- ского текста. Предложены две таблицы, посвященные жизни и творчеству двух крупнейших композиторов того времени — Березовского и Бортнянского. Информация в таблицах распределена по разным колонкам: 1) сведения из документов и автографов (высокий уровень доверия исследователей), 2) сведения из свидетельств современников и близких потомков (средний уровень доверия), 3) сведения из художественной и научной литературы без документальных подтверждений (низкий уровень доверия исследователей).

Музыкальный театр экспрессионизма: к истории одноактной оперы

В статье исследуется развитие одноактной оперы в Германии и Австро-Венгрии на рубеже XIX–XX веков. Выявляются характерные особенности этой оперной формы, раскрывается ее связь с эстетикой экспрессионизма. В качестве основных объектов для анализа выбраны «Саломея» и «Электра» Рихарда Штрауса, «Ожидание» и «Счастливая рука» Арнольда Шёнберга. Эти сочинения рассматриваются в широком культурном контексте, в связи с музыкальным творчеством, философией, драматургией, живописью того времени.

Опера А.Ф. Львова «Бьянка и Гуальтьеро»

В статье впервые подробно рассматривается сценическая судьба первой оперы А.Ф. Львова «Бьянка и Гуальтьеро». Анализируются история ее успеха в Западной Европе и причины неблагоприятного отношения в России.

От «Отче наш» до «Отца народов» и далее: о хоровой музыке С.В. Евсеева

Статья основывается на архивных материалах и рассматривает ряд неизвестных сочинений С.В. Евсеева (1894–1956), крупнейшего ученого-музыковеда первой половины XX века, чье композиторское наследие ныне почти забыто. Церковные и светские хоровые партитуры этого автора дают повод к разговору о развитии великих традиций отечественной хоровой культуры, соединении черт «синодальной» и «консерваторской» школ Москвы, о творческом претворении их применительно к «социальному ангажементу» сталинской эры.

Приношение Кшиштофа Пендерецкого

В статье рассматривается Псалом 3 для хора без сопровождения Кшиштофа Пендерецкого — произведение, написанное им в 2015 году специально к столетию Геноцида армян в Османской империи.

Слово о музыке в русском зарубежье: аннотированный каталог статей русскоязычной газетной периодики рубежа и первой половины 1920-х годов (продолжение)

Настоящая публикация каталога материалов, вышедших в белградской русскоязычной газете «Новое время» за 1923 год, продолжает проект «Слово о музыке в Русском зарубежье: аннотированный указатель статей русскоязычной газетной периодики Русского зарубежья».

Старая тайна одной оркестрины

В статье описывается ход научной работы по истории покупки «оркестрины» Чайковских Музеем-усадьбой П.И. Чайковского в Воткинске. Исследование, опровергнувшее причастность инструмента к детству композитора, открыло много интересных фактов о происхождении инструмента и его появлении в экспозиции.

«Гамлет» Акимова и Шостаковича: «Шексперимент»

Музыка Шостаковича к нашумевшему в свое время спектаклю «Гамлет», поставленному Николаем Акимовым в московском Театре имени Вахтангова (1932), детально анализируется в своих часто противоречивых связях с режиссерскими идеями, которые, судя по архивным документам, по разным причинам не удалось реализовать в полной мере. Очевидно, Акимов не стремился превратить «Гамлета» в комедию или фарс; между тем его работа была воспринята (и все еще характеризуется в специальной литературе) скорее как пародия на шекспировскую трагедию, чем как «творческая интерпретация „Гамлета“ приемами нашего театра, с учетом конкретной обстановки эпохи Шекспира» (именно так ее рекомендовал сам режиссер). Что касается музыки Шостаковича, то она как раз была воспринята как наиболее «шекспировский» аспект всей постановки. Создав к постановке «Гамлета» партитуру, наделенную самостоятельной ценностью, Шостакович выполнил важнейший пункт собственной «Декларации обязанностей композитора» (опубл. 1931): не подчиняться требованиям режиссеров. Имеем ли мы основания утверждать, что Шостакович, следуя внутренним творческим побуждениям и избегая компромиссов, сочинил музыку, слишком хорошую для данного спектакля и поэтому невольно высветившую его недостатки? Чтобы проверить данную гипотезу, следовало бы полностью восстановить постановку, что в настоящее время практически невозможно.

«Рахманиновский» аккорд: истоки возникновения

Статья посвящена «рахманиновскому аккорду» — единственной краске гармонического языка Рахманинова, которая получила название «авторского» аккорда, причём уже в молодые годы жизни композитора. В статье рассматриваются научные трактовки этого аккорда и их противоречия, а также истоки его возникновения и причины, по ко-торым он занял в творчестве Рахманинова столь значительное место.

Армянское осмогласие и пение по хазам как феномены средневековой христианской культуры

Средневековая армянская гимнография основывается на тех же общих принципах, что и гимнография других церквей, но армянская гимнодия сохранила ряд архаических черт, по-видимому утраченных другими традициями. К числу важнейших категорий средневековой гимнографии относятся невменная (в армянской терминологии – хазовая) нотация и осмогласие – набор восьми канонизированных мелодических моделей, служащий исходным материалом для всей совокупности гимнических напевов. В статье, на примере армянской невменной нотации и армянского осмогласия, выявлены некоторые самые существенные характеристики архаической гимнодии. Показано, что в период позднего средневековья исходная строго упорядоченная, канонизированная система начала рушиться, открывая простор для индивидуального творчества. Статья призвана способствовать «демифологизации» так называемой проблемы хазов, которая в армянской литературе долгое время освещалась не вполне адекватно.

Прокофьев: размышления в связи с годовщиной и обоснование необходимости нового критического издания собрания сочинений

В настоящей статье рассматривается влияние цензуры на позднее советское творчество Прокофьева. В первой половине статьи речь идет об изменениях, которые Прокофьеву пришлось внести в свои балеты советского периода. Во второй половине я рассматриваю его малоизвестные, созданные еще до переезда в СССР «Вещи в себе» и показываю, какие общие выводы позволяют сделать эти две фортепианные пьесы относительно творческих установок композитора. В этом контексте я обращаюсь также к его Восьмой фортепианной сонате. По моему убеждению, Прокофьев мыслил свою музыку как абстрактное, «чистое» искусство даже в тех случаях, когда связывал ее со словом и хореографией. Новое критическое издание сочинений Прокофьева должно очистить его творчество от наслоений, обусловленных цензурой, и выявить его первоначальные идеи, подвергшиеся всевозможным модификациям под воздействием разнообразных факторов. Речь идет не только о восстановлении исторической правды, но и об актуальнейшей проблеме эстетического порядка, непосредственно связанной с прокофьевской годовщиной, которая отмечалась в 2016 году в России и за ее рубежами.


Музыкальная летопись Отечественной войны 1812 года

Статья посвящена малоисследованной теме – непосредственным музыкальным откликам на события Отечественной войны 1812 года в творчестве русских и работавших в России иностранных композиторов.

Директор Императорских театров А.М. Гедеонов: Московские истоки Санкт-Петербургской театрально-административной карьеры

В статье предпринята первая в отечественной науке попытка осветить московский период жизни одного из наиболее авторитетных руководителей Императорских театров – А.М. Гедеонова (1791–1867). Рассматриваются московское окружение Гедеонова, его опыт работы с итальянской труппой, участие в значимых культурных событиях города, непосредственные контакты с организаторами театральной жизни Москвы, которые оказали, по мнению автора, самое непосредственное воздействие на формирование личности Гедеонова как яркого театрального администратора.

Петь или не петь: значение оперного типа высказывания в опере Сергея Прокофьева «Обручении в монастыре»

С самого начала своей оперной карьеры Сергей Прокофьев обозначил себя как сторонника сквозной оперы с непрекращающимся развитием сюжета и гибкими границами между арией и речитативом. В этом смысле опера «Обручение в монастыре» представляет собой интересное исключение. Вместе с традиционным сюжетом оперы буффа, Прокофьев заимствует некоторые стилистические черты оперы XVIII века. Используя семиотический метод для анализа оперного типа высказывания, в данной статье я пытаюсь выявить связанный с ним ряд значений в партии каждого персонажа. Изображение оперного пения и оперных форм как устаревших, искусственных и условных позволяет рассматривать «Обручение» как музыкальное выражение оперного кредо композитора.

Театрализация и драматизация камерных жанров в вокальной музыке Р. Шумана

Публикация представляет собой фрагмент книги «Песенный театр Роберта Шумана». Статья посвящена изучению поздней камерной вокальной музыки Шумана в ее связях с поэзией и театром. Исследуется жанровая эволюция у Шумана на примерах произведений, промежуточных между вокальным циклом и монооперой (соч. 104, 117, 135), вокальным циклом и кантатой (соч. 74, 138). Дано определение понятия «театрализация».

Школа композиции Николая Николаевича Сидельникова

Николай Сидельников (1930—1992) долгие годы был одним из ведущих преподавателей композиции в Московской консерватории; среди его учеников — ряд известнейших композиторов, представляющих самые разные стилистические направления. Феномен школы Сидельникова доныне не исследован. Его метод называют уникальным. В настоящей статье делается попытка анализа того, в чем состоит его уникальная методика преподавания теории и практики композиции.

К вопросу рецепции российской музыки за рубежом: русские композиторы-эмигранты в Берлине 1920-х годов

В фокусе данной статьи, основанной на исследовании берлинских русских и немецких газет и журналов 1920 х годов, а также писем и воспоминаний, — значительные события музыкальной жизни «русского Берлина» того времени. Здесь они рассмотрены с различных точек зрения: композиторов, исполнителей и их слушателей (рецензентов).

Эвфония и парафония как музыкально-теоретические категории

Настоящий текст — отрывок будущей большой работы под условным названием «Теоретические основы новой музыки: от Дебюсси и Шёнберга до наших дней». Наблюдения над стилистически разнородными феноменами музыки недавнего времени приводят к выводу, что понятие эвфонии и его антоним, обозначенный здесь словом «парафония», имеют основания войти в современный музыкально-теоретический обиход в качестве категорий, характеризующих нечто существенное для значительной части новой музыки и при этом не поддающееся адекватному описанию средствами более традиционного категориального и терминологического инвентаря.

«Торжественное сценическое представление» Рихарда Вагнера. Революционное празднество и религия искусства

Комментированный перевод работы великого немецкого ученого Карла Дальхауза (1928—1989), который должен войти в готовящуюся к изданию книгу: Карл Дальхауз. Избранные работы по истории и теории музыки. Пер. и комм. С. Б. Наумовича. СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова. Последняя «вагнеровская» статья исследователя в особой мере насыщена захватывающими поворотами авторской мысли и неожиданностью планов рассмотрения знакомого, казалось бы, музыкально-исторического материала. Это делает перевод работы Дальхауза актуальным для российского вагнероведения и опероведения в целом.

Киномузыка: теория технологий

Статья посвящена обзору основной литературы по теории технологий киномузыки. Базовые концепции музыки звукового фильма рассмотрены на примерах работ отечественных и зарубежных учёных — польских, немецких, французских, английских и американских.

Слово о музыке в русском зарубежье: аннотированный каталог статей русскоязычной газетной периодики рубежа и первой половины 1920-х годов

Настоящей публикацией каталога материалов, вышедших в белградской русскоязычной газете «Новое время» за 1922 год, открывается проект «Слово о музыке в Русском зарубежье: аннотированный указатель статей русскоязычной газетной периодики Русского зарубежья».

Труды С.И. Танеева по теории контрапункта

В статье дается обзор трудов выдающегося русского композитора и теоретика С. И. Танеева по теории контрапункта. Теоретические взгляды Танеева анализируются на материале его книг «Подвижной контрапункт строгого письма» (1909) и «Учение о каноне» (не окончена, опубликована посмертно, 1929). Прослеживается развитие теории Танеева в трудах отечественных специалистов по теории полифонии.

Теоретическая концепция Б. Л. Яворского

Болеслав Леопольдович Яворский (1877–1942) при жизни пользовался значительным влиянием как музыковед-мыслитель и педагог, однако значительная часть его наследия осталась неопубликованной. В статье сделана попытка обобщить музыкально-теоретические воззрения Яворского, запечатленные в его неоконченном опыте по созданию единой и непротиворечивой теории музыкального языка.

Концепция Б.В. Асафьева

Борис Владимирович Асафьев (1884–1949) широко известен как создатель теории интонации, однако многие ее аспекты в трудах Асафьева остались непроясненными и допускают неоднозначные толкования. В статье дается общая картина музыкально-теоретических взглядов Асафьева и выдвигается всесторонняя интерпретация его теории интонации.

Генрих Шенкер и его аналитическая теория

В статье сжато излагается и комментируется одна из влиятельнейших музыкально-теоретических доктрин XX века – теория тональной музыки Генриха Шенкера (1868–1935).

По следам Шенкера: редукционизм

Взлет популярности музыкально-теоретической доктрины Г. Шенкера во 2-й половине XX века был в значительной степени обусловлен ее идейной близостью к генеративному синтаксису Н. Хомского. В статье рассматриваются тенденции музыкальной науки, продолжающие линию этих двух доктрин; особое внимание уделено труду Ф. Лердаля и Р. Джэкендоффа «Генеративная теория тональной музыки» (1983).

Развитие функциональной теории в отечественной музыкальной науке ХХ века

Статья представляет собой обзор достижений отечественной музыкальной науки, основанных на функциональном подходе к исследованию гармонии, монодических ладов, музыкального формообразования и мелодического синтаксиса, а также музыки как единого феномена, управляемых законами психологического восприятия.

Сет-теория В США: Милтон Бэббитт и Аллен Форт

Так называемая сет-теория («теория рядов») – известная современная методология, применяемая преимущественно в анализе новой музыки, прежде всего свободно-атональной и додекафонной. В статье изложены основы теории, продемонстрированы ее достоинства и ограничения.

Бортнянский, Чайковский & Юргенсон

Д.С. Бортнянский и П.И. Чайковский были людьми разных поколений, и в силу этого их художественные идеалы и стилистические системы существенно различались. Однако имена двух композиторов неразрывно слились в «Полном собрании духовно-музыкальных сочинений Бортнянского в редакции Чайковского», выпущенном издательством П.И. Юргенсона. Редакторская работа Чайковского анализируется в предлагаемой работе в источниковедческом и хронологическом ракурсах, организационном, структурном и стилистическом аспектах.

«…Я не служитель религиозного культа, а член профсоюза…» (дело Драмсоюза)

В статье рассматриваются архивные дела, относящиеся к созданию, деятельности и ликвидации Хоровой секции Драмсоюза (агентства по защите авторских прав) в 1920-х годах. Эта секция включала в себя авторов церковно-музыкальных композиций и была весьма многочисленной. Материалы Драмсоюза важны для истории православного церковного пения в советский период: они нередко могут служить объяснением путей формирования клиросного репертуара в последующие десятилетия. Кроме того эти материалы имеют высокую общеисторическую ценность, в заостренной, парадоксальной, иной раз анекдотической форме раскрывая противоречия двадцатых годов.

К истории создания «Лабиринтов» Николая Сидельникова: орбита мастера

В статье сделана попытка проследить пути влияния биографического контекста создания романа-симфонии «Лабиринты» Н. Н. Сидельникова на содержание и структуру этого сочинения.

Роберто Герхард (1896–1970)

Первый на русском языке очерк жизни и творчества испанского (каталонского), а затем британского композитора, ученика Шёнберга Роберто Герхарда (1896–1970). Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Маргиналы музыки XX века». Как и предыдущие очерки этого цикла, опубликованные в журнале «Искусство музыки. Теория и история» («Джачинто Шельси», № 1–2, 2011; «Жан Барраке», № 3, 2013), текст снабжен многочисленными нотными примерами и звуковыми иллюстрациями.

Путешествие М.И. Глинки на Кавказ: новое о попутчиках и о встречах на водах

Статья основана на материале двух комментариев, подготовленных автором для четвертой книги «Странствий Глинки», посвященной путешествию на Кавказ в 1823 г. Предлагаемые читателю наблюдения призваны расширить, уточнить или даже изменить наши представления об окружении и о характере общения Глинки.. Это связано с обнаружением доселе вовсе не известных фактов, с обновлением представлений о культурно-историческом контексте раннего этапа биографии М.И. Глинки. Его знакомства, состоявшиеся во время пребывания на Кавказских минеральных водах, практически не исследованы в биографической литературе – достаточно назвать имена Н.И. Петровского-Муравского, В.Ф. Тимковского или А.С. Меншикова. А ведь они, безусловно, сыграли неординарную роль в человеческом и, вероятно, в творческом становлении юного композитора. Оживить эти фигуры для нашего современника – главная задача, которую решал автор; для этого вновь, как и в ряде предыдущих работ, применен метод культурологического комментария.

ДИССЕРТАЦИИ

Диссертации, защищенные в 2008-2012 годах

РЕЦЕНЗИИ

Обзор последних работ о русской православной музыкальной культуре
Рецензия на книгу: Власова Е.С. 1948 год в советской музыке. Документированное исследование. М., Классика XXI. 2010. – 456 с.
Еще раз о туризме Глинки и его последствиях

Рецензия на книгу С.В. Тышко и Г.В. Куколь «Странствия Глинки. Комментарий к “Запискам”. Часть III. Путешествие на Пиренеи или испанские арабески» (Киев, 2011) состоит из трех частей. В первой рассматривается новизна авторской версии ответа на вопрос о причинах поездки Глинки в Испанию. Вторая часть посвящена вопросам методологии исследования. В третьей приводятся отзывы на книгу крупнейших украинских ученых – Н.А. Герасимовой-Персидской, М.Р. Черкашиной-Губаренко и Е.С. Зинькевич.

Музыкальный Петербург. XIX век. 1801—1861
Новые документы по истории искусствознания: ХХ век
Тысячелетие почитания святого равноапостольного князя Владимира
Е.М. Левашев, Н.И. Тетерина. Историзм художественного мышления М.П. Мусоргского

Рецензия посвящена одной из капитальных работ последнего времени по истории русской музыки и одному из наиболее значительных исследований творчества М.П. Мусоргского.

Памяти А.С. Ляпуновой; Т.А. Зайцева Творческие уроки М. А. Балакирева. Пианизм, дирижирование, педагогика; А.А. Алексеев-Борецкий Николай Иванович Заремба

Рецензия посвящена трем петербургским изданиям последнего времени, в центре которых – судьбы выдающихся деятелей истории русской музыки второй половины XIX – начала ХХ веков.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОШЕДШИХ КОНФЕРЕНЦИЙ

Теория и практика Новой музыки в учебных курсах Московской государственной консерватории

Доклады российских участников на конференции «Музыканты и музыковеды как педагоги», организованной Болонским университетом совместно с журналом ‘Il Saggiatore musicale’ и Международным обществом музыковедения (Болонья, май 2014 года).

В настоящее время преподавание новой музыки занимает важное место среди учебных дисциплин консерватории. Ее материал изучается в фундаментальных курсах истории и теории музыки, таких как гармония, контрапункт, учение о формах. Наряду с этим с начала 2000-х годов предлагаются специальные курсы, которые ведут педагоги Кафедры современной музыки. Их содержание связано со специальностями студентов. Так, для композиторов на первом плане находятся новые техники сочинения, для музыкантов-исполнителей – новый репертуар и новые способы игры на инструментах. Исполнительскую специализацию в сфере новой музыки предлагает аспирантский класс «Современный оркестр», который служит базой Ансамбля солистов «Студия новой музыки», имеющего международную известность.

Музыкально-теоретическое осмысление итальянской арии XVIII века и изменение курса музыкальной формы

Доклады российских участников на конференции «Музыканты и музыковеды как педагоги», организованной Болонским университетом совместно с журналом ‘Il Saggiatore musicale’ и Международным обществом музыковедения (Болонья, май 2014 года).

Доклад посвящен вопросу, который актуален как для теории музыки, так и для педагогики. Какое место занимает итальянская ария XVIII века в общей системе музыкальных форм, испытывает ли она влияния инструментальных жанров или, может быть, сама оказывает такое влияние?

В России на протяжении всей истории профессионального музыкального образования начиная с XIX века и до сегодняшнего дня как теория, так и учебный курс музыкальной формы, как правило, базировалась на инструментальной музыке. Вместе с тем, исследования последних десятилетий показывают, что в кристаллизации ряда композиционных принципов ария в первой половине XVIII века занимает приоритетное положение.

Среди таких принципов – ритурнельный принцип, положенный в основу барочного концерта; принципы репризности и трехчастности, утвердившиеся в итальянской арии в 1680-е годы – ранее, чем в инструментальных жанрах; контрастное сопоставление частей (1700-е годы). Итальянская опера сыграла важную роль в формировании классического музыкального тематизма – не только его лексических топосов, но и таких качеств, как гомофонно-гармонический склад, метрическая и синтаксическая периодичность, мотивная дробность. Утверждение битематической сонатной формы протекало в рамках структуры da capo в арии параллельно с инструментальной музыкой (1720–1750-е годы). Решающую роль сыграла итальянская ария и в появлении сонатной формы с двойной экспозицией, характерной для классического концерта.

В моем учебном курсе музыкальной формы для музыковедов и музыкантов-исполнителей в Российской академии музыки имени Гнесиных рассмотрены теория и история музыкального формообразования в XVII-XVIII веках, учитывая все перечисленные факторы. Это позволило приблизить понимание студентов к реальной музыкальной практике, в тем процессам, которые происходили в истории музыки XVIII века.

ФРАГМЕНТЫ БУДУЩИХ МОНОГРАФИЙ

Эволюция и метаморфозы традиционных музыкально-теоретических категорий в новой музыке. Глава 2. Мелодия

Настоящий текст – отрывок будущей большой работы под условным названием «Теоретические основы новой музыки: от Дебюсси и Шёнберга до наших дней». Предполагается, что работа будет состоять из двух частей: 1. «Эволюция и метаморфозы традиционных музыкально-теоретических категорий в новой музыке»; 2. «Тенденции, течения, лидеры новой музыки: исторический обзор». Представлена 2-я глава части 1 – «Мелодия», в трех разделах: 2.1. «Мелодическое письмо “нововенских” классиков»; 2.2. «Мелодический фактор в условиях серийной риторики»; 2.3. «Развитие идеи Klangfarbenmelodie. Мелодическое письмо в новых контекстах. Универсальные признаки “хорошей” мелодии».

Испания глазами Глинки: путешествие и остановка в пути

Статья представляет собой главу очередной книги из серии «Странствия Глинки». Пытаясь вжиться в контекст эпохи, наполнить смыслом давно забытые или малоизвестные понятия и образы, возникающие на страницах «Записок» Глинки, авторы акцентируют внимание читателя на восприятии Испании, сложившемся в культурно-художественной среде его современников. Тревелоги А. Дюма, В. Боткина, Р. Форда, Т. Готье, В. Ирвинга, П. Мериме, Ж. Санд, а также письма Ф. Шопена и Ф. Листа представляют собой не только неисчерпаемый источник данных об Испании, но и возможность почувствовать восторг первооткрывателей перед новизной и необычностью этой страны, остававшейся до середины XIX некоей terra incognita для большинства современников Глинки.

«Русский Вагнер» на страницах «Доктора Живаго»

Данная статья — фрагмент книги «Классическая музыка в мифотворчестве советской эпохи», готовящейся к выпуску в издательстве «Новое литературное обозрение», Москва. Рассматривается влияние на роман Пастернака «Доктор Живаго» символистской эстетики, опосредованной вагнеровскими мотивами. Специфика их функционирования в романе определяется интенсивной рецепцией творчества Вагнера в культуре Серебряного века.

Модели музыкальной речи

Настоящая публикация — фрагмент монографии «Музыка в зеркале философской рефлексии исламского мира: классическая теория и современная практика», над которой автор работает в настоящее время. Вниманию читателя представлен первый параграф «Архитектоника музыкальной речи» главы четвертой — «Модели музыкальной речи». Автор не преследует цели показать музыку в зеркале философской рефлексии во всей полноте положений классической теоретической мысли X—XV веков. В центре внимания оказывается установление неоднородности данной рефлексии, обоснование различия ее онтологических принципов, открывающих для нас две разные музыкальные картины мира. Поэтому особое внимание уделяется системообразующим факторам взаимодействия музыкального языка и музыкальной речи, которые позволяют прояснить понятие «исламская музыка» в аспекте особого поведения базовой структуры, определяемой в культуре как мак̣āм.

Звуковые руины современности: народные песни в посттрадиционную эпоху

Текст израильского музыковеда Эдвина Серусси представляет собой предисловие к его готовящейся к печати книге «Звуковые руины современности: Народные песни в посттрадиционную эпоху». Автор касается в предисловии значительных изменений в научных представлениях о феномене традиции и предлагает свой собственный взгляд на традицию, имея в виду прежде всего область народной песни. Согласно гипотезе Серусси, каждое соприкосновение с народными песнями в современную эпоху подобно неоднократному посещению мест памяти («сайтов руин»). На основе анализа локального репертуара, а именно народных испано-еврейских песен на языке ладино, автор предлагает методологию, которая учитывает процессы взаимодействия между личными воспоминаниями, художественными инициативами, политическими манипуляциями, медиа-политикой и исследовательскими начинаниями – всем тем, что в конечном счете сформировало «космическую игру традиции» (Ричард Тарускин) в народных песнях последнего столетия.

Сонористика в польской фортепианной музыке 1960–80-х годов

Фортепианное творчество Т. Сикорского – редкий пример минимализма в форте-пианной музыке, отразивший тенденции польской сонористики. Сонористические композиции Ю. Лучюка и П. Шиманьского также предлагают исполнителям оригинальный материал, отличающийся эмоциональной и звуковой содержательностью. Данная статья – часть монографии «Польская фортепианная музыка XX века», подготовленной к печати.

Стивен Шварц: от рок-оперы до современного мюзикла

Настоящая публикация – фрагмент монографии «Композиторы – мюзиклу», над которой автор работает в настоящее время. Эта книга посвящена композиторам, определявшим магистральные пути развития мюзикла как нового жанра музыкально-драматического искусства, зародившегося в конце XIX и бурно развивавшегося в XX веке. Данная статья – глава книги, посвященная творчеству знаменитого американского композитора Стивена Шварца.

ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКОЗНАНИЯ

Деятельность К.А. Кузнецова в Moscow News (1934–1939)

В статье кратко освещена история сотрудничества известного российского музыковеда Константина Кузнецова с американо-советским издательским проектом Moscow News. Анализ очень большого корпуса англоязычных статей и рецензий Кузнецова позволяет дополнить творческую биографию специалиста многими ранее не известными фактами, скорректировать представления о деятельности и личности учёного. К статье прилагаются списки публикаций Кузнецова в изданиях Moscow News и Moscow Daily News и оригиналы нескольких его газетных текстов (см. Публикации).

ПУБЛИКАЦИИ

Письма А.К. Глазунова к дочери

Первая публикация писем Александра Глазунова к его приемной дочери Елене Гюнтер-Глазуновой, датированных периодом с января по декабрь 1933 года. Письма проливают свет на многие подробности артистической и частной жизни Глазунова в эмиграции и на его отношения с рядом русских и зарубежных музыкантов.

Евсеев Сергей Васильевич. Фрагменты записных книжек: 1922–1932

Записные книжки выдающегося теоретика музыки С.В. Евсеева — интереснейший документ советской эпохи, на страницах которого воссоздается летопись истории Московской консерватории, оперных и драматических театров столицы и повседневной жизни композиторского и музыковедческого сообщества бурного десятилетия истории отечественной музыкальной культуры.
Вступительная статья, публикация и комментарии Олеси Бобрик.

К.А. Кузнецов. Избранные статьи (1934–1937)

В подборке представлены некоторые из статей, написанных выдающимся музыковедом К.А. Кузнецовым (1883—1953) на английском языке для еженедельника Moscow News и ежедневника Moscow Daily News в середине 1930-х годов и списки его публикаций в этих изданиях.

Неизвестные версии нескольких эпизодов «Носа» Шостаковича

В рукописных материалах к «Носу» Шостаковича, хранящихся в РГАЛИ. и Архиве Д. Д. Шостаковича, обнаружены не вошедшие в окончательную версию оперы антракты между 3-й и 4-й картинами первого и между 1-й и 2-й картинами второго действия, а также версия начала третьего действия. Приводится описание автографов и авторизованных чистовых рукописей; они будут опубликованы в Новом собрании сочинений Шостаковича (М.: DSCH).

Хроника памяти. Из американских дневников Артура Лурье

Основу публикации составляют фрагменты американских дневников и воспоминаний Артура Лурье с 1944 го по 1964 год. Мы отобрали записи, посвященные, главным образом, ровесникам и соотечественникам композитора в эмиграции и в России: Анне Ахматовой, Ольге Глебовой-Судейкиной, Сергею Кусевицкому, Александру Гречанинову, Марку Шагалу, Савелию Сорину, Сергею Судейкину и другим. Большинство фрагментов дневников публикуется впервые.

Письма В.И. Бельского к Андрею Николаевичу и Михаилу Николаевичу Римским-Корсаковым

Публикация писем либреттиста поздних опер Н.А. Римского-Корсакова, В.И. Бельского, эмигрировавшего после революции в Югославию, к жившим в Ленинграде сыновьям композитора (1933–1945), с приложением биографических документов о Бельском и комментариями.

ПРЕЗЕНТАЦИИ

Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи

В книге впервые делается попытка восстановить историю рецепции классического музыкального наследия в советскую эпоху. Ее материал составляют как музыкально-критические и музыковедческие работы, так и политические документы, музыкальные, литературные и кинематографические произведения, источники по истории советского театра, различными средствами интерпретирующие смыслы классической музыки.

Героями книги в результате становятся не только композиторы-классики, чья музыка нашла отражение в зеркале интерпретаций советской эпохи, но и политики, философы, историки, писатели, поэты, режиссеры и актеры театра и кино, балетмейстеры, художники и, конечно, музыканты и музыковеды. В центре исследования принципы и механизмы осуществленной в советскую эпоху «редукции» классического наследия, ее влияние на восприятие музыки массовым слушателем и на само советское искусство, роль в обретении идентичности «советская культура». Анализируется исторический контекст, в котором происходило омассовление «музыкальной классики» в советской культуре и формирование того ее образа, который в массовом сознании во многом остается действенным и сегодня.

Music and literature at the time of Soviet Union
Презентации изданий:

монография Н. Ю. Плотниковой о русском партесном многоголосии, сборник памяти Ю. В. Келдыша, новый выпуск серии «Русское православное церковное пение в XX веке»

Завершение «Истории русской музыки в десяти томах»

Члены редакционной коллегии коллективной монографии «История русской музыки в десяти томах» рассказывают о судьбе этого издания, создававшегося на протяжении более чем трех десятков лет коллективом Государственного института искусствознания (ранее ВНИИИ) и завершенного в 2012 году.