2012 № 5
В пятом выпуске журнала представлены статьи и отрывки из готовящихся к публикации монографий музыковедов из России, США, Украины. Читатель найдет здесь работы, посвященные явлениям музыкальной культуры разных эпох и стран – от средневековой Армении до современных США и Польши. Как обычно в нашем журнале, некоторые статьи снабжены звучащими иллюстрациями.
Средневековая армянская гимнография основывается на тех же общих принципах, что и гимнография других церквей, но армянская гимнодия сохранила ряд архаических черт, по-видимому утраченных другими традициями. К числу важнейших категорий средневековой гимнографии относятся невменная (в армянской терминологии – хазовая) нотация и осмогласие – набор восьми канонизированных мелодических моделей, служащий исходным материалом для всей совокупности гимнических напевов. В статье, на примере армянской невменной нотации и армянского осмогласия, выявлены некоторые самые существенные характеристики архаической гимнодии. Показано, что в период позднего средневековья исходная строго упорядоченная, канонизированная система начала рушиться, открывая простор для индивидуального творчества. Статья призвана способствовать «демифологизации» так называемой проблемы хазов, которая в армянской литературе долгое время освещалась не вполне адекватно.
Статья посвящена малоисследованной теме – непосредственным музыкальным откликам на события Отечественной войны 1812 года в творчестве русских и работавших в России иностранных композиторов.
В статье предпринята первая в отечественной науке попытка осветить московский период жизни одного из наиболее авторитетных руководителей Императорских театров – А.М. Гедеонова (1791–1867). Рассматриваются московское окружение Гедеонова, его опыт работы с итальянской труппой, участие в значимых культурных событиях города, непосредственные контакты с организаторами театральной жизни Москвы, которые оказали, по мнению автора, самое непосредственное воздействие на формирование личности Гедеонова как яркого театрального администратора.
Публикация представляет собой фрагмент книги «Песенный театр Роберта Шумана». Статья посвящена изучению поздней камерной вокальной музыки Шумана в ее связях с поэзией и театром. Исследуется жанровая эволюция у Шумана на примерах произведений, промежуточных между вокальным циклом и монооперой (соч. 104, 117, 135), вокальным циклом и кантатой (соч. 74, 138). Дано определение понятия «театрализация».
В фокусе данной статьи, основанной на исследовании берлинских русских и немецких газет и журналов 1920 х годов, а также писем и воспоминаний, — значительные события музыкальной жизни «русского Берлина» того времени. Здесь они рассмотрены с различных точек зрения: композиторов, исполнителей и их слушателей (рецензентов).
Фортепианное творчество Т. Сикорского – редкий пример минимализма в форте-пианной музыке, отразивший тенденции польской сонористики. Сонористические композиции Ю. Лучюка и П. Шиманьского также предлагают исполнителям оригинальный материал, отличающийся эмоциональной и звуковой содержательностью. Данная статья – часть монографии «Польская фортепианная музыка XX века», подготовленной к печати.
Настоящая публикация – фрагмент монографии «Композиторы – мюзиклу», над которой автор работает в настоящее время. Эта книга посвящена композиторам, определявшим магистральные пути развития мюзикла как нового жанра музыкально-драматического искусства, зародившегося в конце XIX и бурно развивавшегося в XX веке. Данная статья – глава книги, посвященная творчеству знаменитого американского композитора Стивена Шварца.
Основу публикации составляют фрагменты американских дневников и воспоминаний Артура Лурье с 1944 го по 1964 год. Мы отобрали записи, посвященные, главным образом, ровесникам и соотечественникам композитора в эмиграции и в России: Анне Ахматовой, Ольге Глебовой-Судейкиной, Сергею Кусевицкому, Александру Гречанинову, Марку Шагалу, Савелию Сорину, Сергею Судейкину и другим. Большинство фрагментов дневников публикуется впервые.