2012 № 3

В №3 журнала представлены работы, проблематика которых охватывает историю европейского и русского музыкального искусства и культуры от XVI до XX столетий. Исследования теоретические, исторические, социологические возвращают в научный обиход забытые имена, факты, произведения. Как и ранее, в журнал введены звучащие статьи, снабженные рядом музыкальных иллюстраций.

С этого номера журнал расширен новыми разделами: Публикации и Рецензии.

Материалы и информацию о событиях в музыкальной науке просим направлять по адресу: imtijournal@gmail.com

Л.О. Акопян, С.К. Лащенко, М.Г. Раку

Журнал печатается по решению Ученого совета Государственного института искусствознания

Статьи
Посткомпозиция XVI века: на пути к авторскому опусу

Посткомпозиция – преобразование ранее сочиненного музыкального текста – была распространена в исполнительской (часто импровизаторской) практике XVI века и относится к кантусному типу творчества, свойственному средневековой и ренессансной культуре в целом. Однако практика XVI века показывает, что в ее недрах созревал новый тип композиции, отразивший изменение мировоззрения, индивидуальной, в духе Нового времени, самоидентификации личности. В статье показано, как внеавторский – комментирующий – тип творчества перерастает в авторский, а «сырой», подлежащий аранжировке текст – в готовый авторский опус. На этом промежуточном этапе возник целый культурный пласт, который еще не получил достаточного освещения в музыковедении.

В назревавшем культурном переломе сыграли свою роль все ряды музыкантов эпохи Возрождения – исполнители (профессионалы и любители), издатели и составители сборников музыкальных переложений, композиторы и, наконец, нарождающийся институт слушателей-меломанов, определивших эстетический вкус времени и указавших путь к Новой музыке.

Посткомпозиционное преобразование произведения стало актуальным для нашего времени методом творчества, но только с противоположной тенденцией: от авторского опуса к интерпретации, комментарию избранного готового текста.

Комический театр Георга Филиппа Телемана

Работа посвящена рассмотрению ключевых особенностей театрального стиля Г.Ф. Телемана на примере его комических опер.

Социальное обеспечение артистов русской императорской оперы

В статье рассматривается процесс формирования и функционирования системы пенсионного обеспечения артистов Императорских театров. Особое внимание уделено определению специфики артистических пенсий в сравнении с пенсиями общегражданскими и придворными.

Существенное место занимает анализ характера и объема социальной поддержки артистов в случае их болезни, а также, – вдов и сирот артистов, остававшихся без кормильца.

Бернхард Поллини как зарубежный импресарио Чайковского

Имя Бернхарда Поллини, одного из самых влиятельных и знаменитых театральных деятелей конца XIX века, в справочной и специальной литературе о музыке и театре встречается не часто. Однако именно он на протяжении четверти века определял жизнь крупнейшей музыкальной и театральной столицы Европы – Гамбурга; он же стал одним из первых пропагандистов русской музыки в Германии. В настоящей статье впервые делается попытка восстановить историю его взаимоотношений с Чайковским. В основу исследования положена неопубликованная корреспонденция Поллини из клинского архива. Привлечение зарубежной музыкальной периодики того времени помогает дополнить биографию Поллини и выдвинуть некоторые новые гипотезы.

Рахманинов и грамзапись

Статья посвящена анализу взаимодействия Рахманинова и американской индустрии звукозаписи. Рассмотрен процесс развития грамзаписи в XX веке, ее значение для исполнителей и композиторов.

Жан Барраке (1928–1973)

Первый на русском языке очерк жизни и творчества французского композитора, ученика Мессиана Жана Барраке (1928–1973). Будучи стойким приверженцем серийной техники и пуантилизма, Барраке ставил перед собой только задачи высшей степени сложности и, ориентируясь прежде всего на Бетховена, работал только в крупных, монументальных формах; его зрелое наследие состоит из шести завершенных партитур, три из которых вдохновлены философским романом Германа Броха «Смерть Вергилия». Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Маргиналы музыки XX века».

М.Г. Арановский: учение о мелодии

В статье анализируется теория мелодического синтаксиса, разработанная выдающимся российским музыковедом М. Г. Арановским (1928–2009), и разъясняются причины того, почему эта теория оказалась невостребованной в практике консерваторского преподавания.

Рецензии
Публикации