2021 № 24

Статьи
Первая русская биография Джованни Паизиелло и ее автор

В статье обобщаются сведения о музыкальной и литературной деятельности Джованни (Ивана) де Доминичиса, а также впервые целиком публикуется и комментируется написанная им на русском языке биография Джованни Паизиелло (1818).

Ключевые слова

Дж. Паизиелло, Дж. де Доминичис, биография музыканта, русско-итальянские культурные связи.


Блаженство или смерть?.. «Ганнеле» Герхарта Гауптмана в музыке 1890-х годов

Драма (авторское определение Traumdichtung) Герхарта Гауптмана появилась в печати в 1893 году и быстро привлекла к себе внимание как театров, так и музыкальных деятелей в Германии и за рубежом. За 5 лет на её основе был создан ряд опусов в разных жанрах, от симфонического «прелюда» (Vorspiel) до оперы, почти все они сразу были опубликованы. Наиболее известна в истории постановка МХТ 1898 года — ранний новаторский опыт К. С. Станиславского с музыкой А. Ю. Симона, запрещённый церковной цензурой. Спектакль представлял собой переходную ступень от «старой» традиции сценической феерии к «новым» принципам режиссёрской работы XX века. Нотные образцы середины 1890-х годов, ранее не привлекавшиеся к рассмотрению исследовате - лями, позволяют судить о состоянии «драматической музыки» на переломе эпох.

Ключевые слова

Гауптман, «Ганнеле», Маршальк, Колесников, Станиславский, Симон, Московский художественный театр, театральная музыка, мелодрама, мелодекламация.



Борис Доброхотов — исследователь и редактор. Часть 1

Настоящий очерк посвящён деятельности Бориса Доброхотова по обнаружению, восстановлению и изданию сочинений отечественной классики (1946–1988). Стараниями учёного наследие русских композиторов XVIII–XIX столетий пополнилось десятками ранее не известных сочинений. Здесь подробно рассмотрена редакторская работа Доброхотова над квартетами Рахманинова и оперой Верстовского «Аскольдова могила». Центральное место занимает исследование камерно-инструментального творчества Алябьева с позиций его авторства, подлинности и историзма.

Ключевые слова

Б. В. Доброхотов, И. С. Бах, А. Вивальди, С. Рахманинов, А. Алябьев, А. Верстовский, переложения, Комиссия по источниковедению и текстологии, П. А. Ламм, принципы редактирования.



«Варшавская Осень» и советская музыка 1960-х годов

Статья посвящена крупному явлению музыкально-общественной жизни после 1945 года – фестивалю «Варшавская осень», который рассматривается в аспекте его взаимодействия с советской музыкой 1960-х годов. Подобная тема в формате самостоятельного исследования предложена в отечественном музыкознании впервые. В статье затронута культурно-историческая проблематика, связанная с возникновением «Варшавской осени», оценивается ее место в  контексте европейских фестивалей новой музыки; приведены основные сведения о сочинениях советских композиторов, исполнявшихся на «Варшавской осени» (в Приложении помещен их полный список за 1956–2019 годы); проанализированы материалы советской прессы, посвященные фестивалю (публикации в журнале «Советская музыка» с 1959-го по 1966 год).

Ключевые слова

Культурная политика после 1945 года, фестивали новой музыки, «Варшавская осень», польская музыка 1960-х годов, советская музыка 1960-х, музыкальный авангард, Денисов, Пярт, Шнитке, Хренников, журнал «Советская музыка».