2017 № 17

Новый номер журнала открывается работой А.В. Лебедевой-Емелиной, посвященной изучению мифов и фактов в биографии композиторов 18-го века и, прежде всего, М.С. Березовского и Д.С. Бортнянского. Приводимые в статье Хронографы жизни этих композиторов позволяют во многом прояснить процесс творческого и личностного становления ярких мастеров русского музыкального искусства. Статья С.К. Лащенко — о практически забытой сегодня дебютной опере А.Ф. Львова «Бьянка и Гуальтьеро», ее стилевых и интонационных особенностях, сценической судьбе. Главным героем работы М.А. Светлаковой становится необычный музыкальный инструмент — оркестрина, близкая той, что стояла когда-то в доме П.И. Чайковского в Воткинске. С.А. Петухова посвятила свою статью анализу «рахманиновского» аккорда и истории его формирования. Сохраняя ставшую уже традиционной публикацию работ на иностранных языках, в журнал вошла статья Мишель Ассай (на англ.яз.) о музыке Шостаковича к спектаклю «Гамлет» Н. Акимова (1932). Завершает номер продолжающаяся публикация Аннотированного каталога статей о музыке в прессе русского зарубежья первой половины 1920-х годов, составленного Л.З. Корабельниковой.

В журнале также дана информация о двух музыковедческих изданиях, вышедших в последнее время в Санкт-Петербурге.

Статьи
Биографика композиторов екатерининской эпохи: соотношение документов, легенд и мифов

В статье рассматривается проблема биографики композито- ров екатерининской эпохи сквозь призму загадок, неясностей и неточностей. Освещаются вопросы мифологизации жизнеописаний известных музыкантов. В качестве самой показательной выбрана биография Березовского: рассмотрены самые уязвимые моменты описания истории жизни этого музыканта, выдвигаются аргументы pro и contra некоторых тезисов в научной литературе. Подчеркивается значение контекста для осмысления биографиче- ского текста. Предложены две таблицы, посвященные жизни и творчеству двух крупнейших композиторов того времени — Березовского и Бортнянского. Информация в таблицах распределена по разным колонкам: 1) сведения из документов и автографов (высокий уровень доверия исследователей), 2) сведения из свидетельств современников и близких потомков (средний уровень доверия), 3) сведения из художественной и научной литературы без документальных подтверждений (низкий уровень доверия исследователей).

Опера А.Ф. Львова «Бьянка и Гуальтьеро»

В статье впервые подробно рассматривается сценическая судьба первой оперы А.Ф. Львова «Бьянка и Гуальтьеро». Анализируются история ее успеха в Западной Европе и причины неблагоприятного отношения в России.

Старая тайна одной оркестрины

В статье описывается ход научной работы по истории покупки «оркестрины» Чайковских Музеем-усадьбой П.И. Чайковского в Воткинске. Исследование, опровергнувшее причастность инструмента к детству композитора, открыло много интересных фактов о происхождении инструмента и его появлении в экспозиции.

«Рахманиновский» аккорд: истоки возникновения

Статья посвящена «рахманиновскому аккорду» — единственной краске гармонического языка Рахманинова, которая получила название «авторского» аккорда, причём уже в молодые годы жизни композитора. В статье рассматриваются научные трактовки этого аккорда и их противоречия, а также истоки его возникновения и причины, по ко-торым он занял в творчестве Рахманинова столь значительное место.

«Гамлет» Акимова и Шостаковича: «Шексперимент»

Музыка Шостаковича к нашумевшему в свое время спектаклю «Гамлет», поставленному Николаем Акимовым в московском Театре имени Вахтангова (1932), детально анализируется в своих часто противоречивых связях с режиссерскими идеями, которые, судя по архивным документам, по разным причинам не удалось реализовать в полной мере. Очевидно, Акимов не стремился превратить «Гамлета» в комедию или фарс; между тем его работа была воспринята (и все еще характеризуется в специальной литературе) скорее как пародия на шекспировскую трагедию, чем как «творческая интерпретация „Гамлета“ приемами нашего театра, с учетом конкретной обстановки эпохи Шекспира» (именно так ее рекомендовал сам режиссер). Что касается музыки Шостаковича, то она как раз была воспринята как наиболее «шекспировский» аспект всей постановки. Создав к постановке «Гамлета» партитуру, наделенную самостоятельной ценностью, Шостакович выполнил важнейший пункт собственной «Декларации обязанностей композитора» (опубл. 1931): не подчиняться требованиям режиссеров. Имеем ли мы основания утверждать, что Шостакович, следуя внутренним творческим побуждениям и избегая компромиссов, сочинил музыку, слишком хорошую для данного спектакля и поэтому невольно высветившую его недостатки? Чтобы проверить данную гипотезу, следовало бы полностью восстановить постановку, что в настоящее время практически невозможно.

Слово о музыке в русском зарубежье: аннотированный каталог статей русскоязычной газетной периодики рубежа и первой половины 1920-х годов (продолжение)

Настоящая публикация каталога материалов, вышедших в белградской русскоязычной газете «Новое время» за 1923 год, продолжает проект «Слово о музыке в Русском зарубежье: аннотированный указатель статей русскоязычной газетной периодики Русского зарубежья».

Рецензии