2012 № 6
Содержание настоящего выпуска журнала «Искусство музыки: теория и история» составляют статьи, написанные сотрудниками Отдела современных проблем музыкального искусства Государственного института искусствознания для сборника «Музыкально-теоретические системы XX века» (редактор-составитель М. Г. Арановский). Сборник вышел уже после смерти Марка Генриховича, в 2011 году, ничтожным тиражом, с издательским и типографским браком. Поскольку статьи могут представлять интерес для достаточно широкого круга читателей, редакция журнала сочла целесообразной их повторную публикацию.
В статье дается обзор трудов выдающегося русского композитора и теоретика С. И. Танеева по теории контрапункта. Теоретические взгляды Танеева анализируются на материале его книг «Подвижной контрапункт строгого письма» (1909) и «Учение о каноне» (не окончена, опубликована посмертно, 1929). Прослеживается развитие теории Танеева в трудах отечественных специалистов по теории полифонии.
Болеслав Леопольдович Яворский (1877–1942) при жизни пользовался значительным влиянием как музыковед-мыслитель и педагог, однако значительная часть его наследия осталась неопубликованной. В статье сделана попытка обобщить музыкально-теоретические воззрения Яворского, запечатленные в его неоконченном опыте по созданию единой и непротиворечивой теории музыкального языка.
Борис Владимирович Асафьев (1884–1949) широко известен как создатель теории интонации, однако многие ее аспекты в трудах Асафьева остались непроясненными и допускают неоднозначные толкования. В статье дается общая картина музыкально-теоретических взглядов Асафьева и выдвигается всесторонняя интерпретация его теории интонации.
В статье сжато излагается и комментируется одна из влиятельнейших музыкально-теоретических доктрин XX века – теория тональной музыки Генриха Шенкера (1868–1935).
Взлет популярности музыкально-теоретической доктрины Г. Шенкера во 2-й половине XX века был в значительной степени обусловлен ее идейной близостью к генеративному синтаксису Н. Хомского. В статье рассматриваются тенденции музыкальной науки, продолжающие линию этих двух доктрин; особое внимание уделено труду Ф. Лердаля и Р. Джэкендоффа «Генеративная теория тональной музыки» (1983).
Статья представляет собой обзор достижений отечественной музыкальной науки, основанных на функциональном подходе к исследованию гармонии, монодических ладов, музыкального формообразования и мелодического синтаксиса, а также музыки как единого феномена, управляемых законами психологического восприятия.
Так называемая сет-теория («теория рядов») – известная современная методология, применяемая преимущественно в анализе новой музыки, прежде всего свободно-атональной и додекафонной. В статье изложены основы теории, продемонстрированы ее достоинства и ограничения.