2013 № 8
Восьмой номер интернет-журнала «История музыки: теория и история» включает материалы, посвященные явлениям самого широкого спектра: от российской истории забытой, но некогда чрезвычайно популярной оперы Ф. Обера «Фенелла» – до анализа джазовых импровизаций, от контактов П.И. Чайковского с немецкими вагнеристами – до влияния М. Ростроповича на современный виолончельный репертуар, от вышедших в свет дневников М. Мендельсон-Прокофьевой до XXXV международного фестиваля современной музыки «Московская осень».
Статья написана на основе доклада, прочитанного в рамках международной конференции «Русско-французские музыкальные диалоги» («Келдышевские чтения»-2012, Государственный институт искусствознания). Опера Д.-Ф.-Э. Обера «Немая из Портичи» («Фенелла») рассматривается в контексте литературных, художественных и театральных интересов русской публики XIX–XX веков. Впервые в научный обиход вводятся факты, позволяющие по-новому оценить историю постановок оперы на сценах Императорских театров; проследить особенности интерпретации сочинения артистами немецкой, итальянской и русской трупп; оценить весомость вклада в создание «русской “Фенеллы”» яркими музыкально-театральными исполнителями и режиссерами.
Тема статьи – влияние вагнерианства на становление творческой биографии П.И. Чайковского. В центре рассмотрения его отношения с наиболее активными пропагандистами и ближайшими сподвижниками Вагнера – Гансом фон Бюловом и Карлом Клиндвортом (перевод переписки с последним на русском языке приводится впервые). Уточняются обстоятельства контактов Чайковского с крупнейшим дирижером-вагнерианцем Гансом Рихтером. Ставится вопрос об особом и до сих пор не объясненном значении вагнеровского контекста для становления художественной индивидуальности русского композитора.
Статья посвящена истории творческого общения Ростроповича с тремя русскими композиторами XX столетия, чьи произведения для виолончели явились истоком посвящённого этому артисту обширного репертуара. Изложение подробностей сотрудничества авторов и Ростроповича опирается на нотные и словесные источники, опубликованные и архивные материалы.
Вопросы формообразования в свободной импровизационной музыке рассматриваются на примере альбома “Fine” группы АММ. Форма данной групповой импровизации рассматривается как последовательность взаимосвязанных стабильных и нестабильных эпизодов, где в качестве элементов стабильности могут выступать любые достаточно интенсивно повторяющиеся, родственные и пролонгированные элементы и их сочетания. Подобные эпизоды складываются в достаточно традиционные структуры, подтверждая тезисы В. Бобровского о пяти фундаментальных общих логических функциях композиции, сформулированные им в труде «Функциональные основы музыкальной формы». Однако в условиях коллективной свободной импровизации эти функции каждый раз принимают специфический, индивидуальный характер.
Самый крупный в мире многожанровый фестиваль современной музыки «Московская осень» в этом году отмечает свой двойной юбилей – 35 лет с момента учреждения и 20 лет в международном статусе. Этот форум профессионального композиторского творчества представляет российские и мировые премьеры наших современников – композиторов из Москвы, других городов России, «ближнего» и «дальнего» Зарубежья. Этот музыкальный вернисаж объединяет композиторов разных поколений, творческих устремлений, стилей, направлений и поисков.
Елена Кривцова представляет издание воспоминаний и дневников М.А. Мендельсон-Прокофьевой – второй жены, соратницы и биографа композитора. Книга была выпущена в конце 2012 года издательством «Композитор» в сотрудничестве с Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры имени М.И. Глинки (ВМОМК); научный редактор, автор предисловия и комментариев – Е.В. Кривцова. Ранее мемуары целиком не издавались. Оригиналы рукописей хранятся в фондах ВМОМК.