2014 №№ 10–11
Совмещенный номер журнала ИМТИ за 2014 год (№№10–11) включает в себя несколько рубрик: помимо масштабных статей, связанных темой России и отечественного искусства, в нем приводятся доклады, посвященные современной российской вузовской педагогической практике (на английском и немецком языках), фрагмент большого исследовательского проекта, публикация архивных документов и презентация недавно вышедшей книги.
Статья написана в процессе подготовки к изданию партитуры Второй симфонии А.П. Бородина в авторской редакции. В 1930-е годы эта работа уже была выполнена П.А. Ламмом, но осталась неизданной. Позднее к авторской редакции симфонии обращались некоторые музыковеды и дирижеры, однако вплоть до 2008 года опубликованных исследований на русском языке не появлялось. В официальной же историографии доминировало мнение, что изменения, внесенные Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым в посмертное издание партитуры, были авторизованы. Изучение рукописных источников, а также истории создания и прижизненных исполнений симфонии показывает, что это мнение неверно.
Статья воссоздает обстоятельства премьер оперы «Манон» Массне в Париже и Санкт-Петербурге (1884, 1885). В конце XIX – начале ХХ века французский композитор был на вершине мировой славы, но в России ему не слишком повезло, и эта ситуация сохраняется до настоящего момента. Привлечение большого количества малоизвестных и вовсе неизвестных источников помогает многое прояснить в этих важных эпизодах истории русского оперного театра XIX века.
В статье впервые подробно прослеживается история подготовки к сценическому воплощению второй редакции оперы Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в 1963 году. Рассматривается роль инициатив руководства ленинградских и московских театров, Союза композиторов СССР, представителей творческой общественности и чиновничьего аппарата. Впервые приводятся документы, свидетельствующие о намерении миланского театра Ла Скала представить вторую редакцию сочинения на сцене, выдвигается гипотеза о причинах срыва данных намерений и позиции композитора по этому вопросу.
Настоящий текст – отрывок будущей большой работы под условным названием «Теоретические основы новой музыки: от Дебюсси и Шёнберга до наших дней». Предполагается, что работа будет состоять из двух частей: 1. «Эволюция и метаморфозы традиционных музыкально-теоретических категорий в новой музыке»; 2. «Тенденции, течения, лидеры новой музыки: исторический обзор». Представлена 2-я глава части 1 – «Мелодия», в трех разделах: 2.1. «Мелодическое письмо “нововенских” классиков»; 2.2. «Мелодический фактор в условиях серийной риторики»; 2.3. «Развитие идеи Klangfarbenmelodie. Мелодическое письмо в новых контекстах. Универсальные признаки “хорошей” мелодии».
Первая публикация писем Александра Глазунова к его приемной дочери Елене Гюнтер-Глазуновой, датированных периодом с января по декабрь 1933 года. Письма проливают свет на многие подробности артистической и частной жизни Глазунова в эмиграции и на его отношения с рядом русских и зарубежных музыкантов.
В книге впервые делается попытка восстановить историю рецепции классического музыкального наследия в советскую эпоху. Ее материал составляют как музыкально-критические и музыковедческие работы, так и политические документы, музыкальные, литературные и кинематографические произведения, источники по истории советского театра, различными средствами интерпретирующие смыслы классической музыки.
Героями книги в результате становятся не только композиторы-классики, чья музыка нашла отражение в зеркале интерпретаций советской эпохи, но и политики, философы, историки, писатели, поэты, режиссеры и актеры театра и кино, балетмейстеры, художники и, конечно, музыканты и музыковеды. В центре исследования принципы и механизмы осуществленной в советскую эпоху «редукции» классического наследия, ее влияние на восприятие музыки массовым слушателем и на само советское искусство, роль в обретении идентичности «советская культура». Анализируется исторический контекст, в котором происходило омассовление «музыкальной классики» в советской культуре и формирование того ее образа, который в массовом сознании во многом остается действенным и сегодня.
Доклады российских участников на конференции «Музыканты и музыковеды как педагоги», организованной Болонским университетом совместно с журналом ‘Il Saggiatore musicale’ и Международным обществом музыковедения (Болонья, май 2014 года).
В настоящее время преподавание новой музыки занимает важное место среди учебных дисциплин консерватории. Ее материал изучается в фундаментальных курсах истории и теории музыки, таких как гармония, контрапункт, учение о формах. Наряду с этим с начала 2000-х годов предлагаются специальные курсы, которые ведут педагоги Кафедры современной музыки. Их содержание связано со специальностями студентов. Так, для композиторов на первом плане находятся новые техники сочинения, для музыкантов-исполнителей – новый репертуар и новые способы игры на инструментах. Исполнительскую специализацию в сфере новой музыки предлагает аспирантский класс «Современный оркестр», который служит базой Ансамбля солистов «Студия новой музыки», имеющего международную известность.
Доклады российских участников на конференции «Музыканты и музыковеды как педагоги», организованной Болонским университетом совместно с журналом ‘Il Saggiatore musicale’ и Международным обществом музыковедения (Болонья, май 2014 года).
Доклад посвящен вопросу, который актуален как для теории музыки, так и для педагогики. Какое место занимает итальянская ария XVIII века в общей системе музыкальных форм, испытывает ли она влияния инструментальных жанров или, может быть, сама оказывает такое влияние?
В России на протяжении всей истории профессионального музыкального образования начиная с XIX века и до сегодняшнего дня как теория, так и учебный курс музыкальной формы, как правило, базировалась на инструментальной музыке. Вместе с тем, исследования последних десятилетий показывают, что в кристаллизации ряда композиционных принципов ария в первой половине XVIII века занимает приоритетное положение.
Среди таких принципов – ритурнельный принцип, положенный в основу барочного концерта; принципы репризности и трехчастности, утвердившиеся в итальянской арии в 1680-е годы – ранее, чем в инструментальных жанрах; контрастное сопоставление частей (1700-е годы). Итальянская опера сыграла важную роль в формировании классического музыкального тематизма – не только его лексических топосов, но и таких качеств, как гомофонно-гармонический склад, метрическая и синтаксическая периодичность, мотивная дробность. Утверждение битематической сонатной формы протекало в рамках структуры da capo в арии параллельно с инструментальной музыкой (1720–1750-е годы). Решающую роль сыграла итальянская ария и в появлении сонатной формы с двойной экспозицией, характерной для классического концерта.
В моем учебном курсе музыкальной формы для музыковедов и музыкантов-исполнителей в Российской академии музыки имени Гнесиных рассмотрены теория и история музыкального формообразования в XVII-XVIII веках, учитывая все перечисленные факторы. Это позволило приблизить понимание студентов к реальной музыкальной практике, в тем процессам, которые происходили в истории музыки XVIII века.