2015 № 12
В предлагаемом выпуске журнала особое внимание уделено музыкальному театру конца XIX первой трети ХХ века (экспрессионизм на музыкальной сцене и неизвестные фрагменты оперы «Нос» Шостаковича) и культурной жизни Москвы 1920-х–1930-х годов глазами двух выдающихся педагогов Московской консерватории — С.В. Евсеева и К.А. Кузнецова. Очерки об их творческой деятельности дополняют публикации этих материалов. В разделе, предваряющем появление будущих монографий, статья израильского музыковеда о феномене традиции в фольклоре.
В статье исследуется развитие одноактной оперы в Германии и Австро-Венгрии на рубеже XIX–XX веков. Выявляются характерные особенности этой оперной формы, раскрывается ее связь с эстетикой экспрессионизма. В качестве основных объектов для анализа выбраны «Саломея» и «Электра» Рихарда Штрауса, «Ожидание» и «Счастливая рука» Арнольда Шёнберга. Эти сочинения рассматриваются в широком культурном контексте, в связи с музыкальным творчеством, философией, драматургией, живописью того времени.
Статья основывается на архивных материалах и рассматривает ряд неизвестных сочинений С.В. Евсеева (1894–1956), крупнейшего ученого-музыковеда первой половины XX века, чье композиторское наследие ныне почти забыто. Церковные и светские хоровые партитуры этого автора дают повод к разговору о развитии великих традиций отечественной хоровой культуры, соединении черт «синодальной» и «консерваторской» школ Москвы, о творческом претворении их применительно к «социальному ангажементу» сталинской эры.
Текст израильского музыковеда Эдвина Серусси представляет собой предисловие к его готовящейся к печати книге «Звуковые руины современности: Народные песни в посттрадиционную эпоху». Автор касается в предисловии значительных изменений в научных представлениях о феномене традиции и предлагает свой собственный взгляд на традицию, имея в виду прежде всего область народной песни. Согласно гипотезе Серусси, каждое соприкосновение с народными песнями в современную эпоху подобно неоднократному посещению мест памяти («сайтов руин»). На основе анализа локального репертуара, а именно народных испано-еврейских песен на языке ладино, автор предлагает методологию, которая учитывает процессы взаимодействия между личными воспоминаниями, художественными инициативами, политическими манипуляциями, медиа-политикой и исследовательскими начинаниями – всем тем, что в конечном счете сформировало «космическую игру традиции» (Ричард Тарускин) в народных песнях последнего столетия.
В статье кратко освещена история сотрудничества известного российского музыковеда Константина Кузнецова с американо-советским издательским проектом Moscow News. Анализ очень большого корпуса англоязычных статей и рецензий Кузнецова позволяет дополнить творческую биографию специалиста многими ранее не известными фактами, скорректировать представления о деятельности и личности учёного. К статье прилагаются списки публикаций Кузнецова в изданиях Moscow News и Moscow Daily News и оригиналы нескольких его газетных текстов (см. Публикации).
В подборке представлены некоторые из статей, написанных выдающимся музыковедом К.А. Кузнецовым (1883—1953) на английском языке для еженедельника Moscow News и ежедневника Moscow Daily News в середине 1930-х годов и списки его публикаций в этих изданиях.
Записные книжки выдающегося теоретика музыки С.В. Евсеева — интереснейший документ советской эпохи, на страницах которого воссоздается летопись истории Московской консерватории, оперных и драматических театров столицы и повседневной жизни композиторского и музыковедческого сообщества бурного десятилетия истории отечественной музыкальной культуры. Вступительная статья, публикация и комментарии Олеси Бобрик.
В рукописных материалах к «Носу» Шостаковича, хранящихся в РГАЛИ. и Архиве Д. Д. Шостаковича, обнаружены не вошедшие в окончательную версию оперы антракты между 3-й и 4-й картинами первого и между 1-й и 2-й картинами второго действия, а также версия начала третьего действия. Приводится описание автографов и авторизованных чистовых рукописей; они будут опубликованы в Новом собрании сочинений Шостаковича (М.: DSCH).