2016 № 14
Тематика статей, публикуемых в № 14 журнала, охватывает вопросы теории русского церковного пения, истории оперного вокала, рецепции западной музыкальной классики в СССР, музыкальной жизни России XX века. В рубриках «Рецензии» и «Презентации» освещаются новые издания. Часть статей снабжена звучащими иллюстрациями.
Статья посвящена разработке методов ладового анализа русских знаменных стихир XVII века. Отталкиваясь от идей, высказанных Ю.Н. Холоповым в книге «Гармония. Теоретический курс» (глава «Лады модального типа»), автор статьи выделяет несущие ладовые полихорды и анализирует баланс устоев внутри каждой попевки. Вводятся термины «корневая фигура» и «промежуточный устой». Ставится вопрос об итоговом (суммарном) ладе песнопения, включающем в себя лады отдельных попевок и текстомузыкальных строк. Предлагаются особые способы нотографического и словесно-цифрового именования ладов.
Опираясь на обширное литературное наследие Р. Вагнера и другие документы эпохи, а также на работы отечественных и зарубежных исследователей, автор предпринимает попытку комплексно рассмотреть феномен вагнеровского Heldentenor в исторической перспективе: от истоков до наших дней. В статье освещаются: предпосылки формирования и эволюция вагнеровского вокального стиля, сотрудничество композитора с первыми исполнителями теноровых партий в его операх и с немецкими вокальными педагогами Ф. Шмиттом и Ю. Геем, а также пути развития вагнеровского исполнительства с конца XIX в. до наших дней, в частности, процесс переосмысления и дифференциации представлений о Heldentenor.
В статье рассматривается история рецепции музыкальной культуры французских революций в раннесоветскую эпоху. На многочисленных примерах прослежены метаморфозы отношения к ней идеологов и художественной элиты, массовых вкусов.
Статья посвящена неизвестным аспектам истории Второй мировой войны. В центре внимания — Смоленск, оккупированный с июля 1941-го по сентябрь 1943 года армией III рейха, а также ряд других советских городов, находившихся «под немцами» в определенные периоды Великой Отечественной войны. Рассматриваются социальные, культурные и религиозные аспекты жизни советских граждан при «новом порядке», поднимается тема коллаборационизма. Особое внимание уделяется музыкальной жизни в Смоленске перед началом Великой Отечественной войны и во время оккупации. Работа основана на архивных источниках Государственного архива Смоленской области и Центрального государственного архива высших органов власти и управления Украины. Использованы данные опросов жителей Смоленска, переживших оккупацию. В работе впервые подчеркивается важность изучения истории оккупации для понимания истории культуры русского зарубежья.
Статья посвящена проблематике православного церковного пения в России 1950—60-х годов на примере деятельности в этой области одного из выдающихся архиереев эпохи — архиепископа Сергия (Ларина).
монография Н. Ю. Плотниковой о русском партесном многоголосии, сборник памяти Ю. В. Келдыша, новый выпуск серии «Русское православное церковное пение в XX веке»