2019 № 20
Трёхтысячелетняя история индийской музыкальной культуры уникальна не только непрерываемым длительным существованием, но и неизменным следованием своим традициям. Обращение к музыке гандхарва-сангита (VI–V века до н. э. — II–III века н. э.), ставшей базовой теоретической основой для ныне процветающей рагсангит (музыке, основанной на раге), даёт возможность проникнуть в глубинные процессы формирования этой древнейшей, досконально разработанной музыкальной системы и осознать суть логически обоснованного, органичного вхождения в очередную фазу развития индийской музыки. Из-за ограниченного доступа к трактатам той отдалённой эпохи и специфичности их текстов ее материалы не часто удостаивались внимания исследователей; в частности, практически неизученными остаются помещённые в трактатах записи сценических песен, выполненные в оригинальной ното-буквенной системе сваралипи (на алфавите деванагари). Несколько примеров — в оригинальной записи и в «переводе» автора на европейскую нотацию — помещено в данной статье.
Среди многочисленных раритетов, хранящихся в Кабинете рукописей Российского института истории искусств (КР РИИИ) и связанных с историей отечественной музыки, находится фотография с живописного полотна, на котором изображены хористы Придворной певческой капеллы во главе с ее директором Алексеем Фёдоровичем Львовым (1798–1870) в присутствии многочисленных слушателей, среди которых особенное внимание привлекает Полина Виардо-Гарсия. Детальное изучение этого любопытного снимка позволило не только установить имена некоторых изображенных на нем персонажей, но и выявить живописный оригинал в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также прояснить некоторые моменты, связанные с историей бытования картины в двадцатом веке.
В статье рассматриваются жанровые особенности четырех опер semiseria Дж. Россини: «Счастливый обман» (1812), «Торвальдо и Дорлиска» (1815), «Сорока-воровка» (1817), «Матильда ди Шабран» (1821). Особое внимание уделяется вопросу трактовки оперы «Сорока-воровка» как классического образца жанра и ее роли в формировании жанрового канона оперы semiseria.
Статья повествует о рецепции «Богемы» Джакомо Пуччини в России — от первой постановки труппой Русской частной оперы Саввы Мамонтова в 1897 году до спектакля Большого театра в 2018 году. Русские трактовки «Богемы» имеют свою специфику, определяемую как типичными чертами национального характера, так и восприятием социального статуса «богемы» (в советское время именуемой «художественной интеллигенцией»). Для них характерны стремление придать легкомысленной жизни богемы больше одухотворенности и поэзии, высветить антибуржуазный пафос в ее поведении и обстановке ее жизни. Типичной для русских постановок «Богемы» является трагическая обреченность главной героини Мими и подчеркнуто просветленная, лирическая трактовка партий Мими и Рудольфа. Этим и другим характерным чертам русской «Богемы» посвящена наша статья.
Задуманная Д. А. Толстым и М. Н. Катковым в России реформа средней школы способствовала повышению внимания общества к вопросам певческого образования юношества. За музыкой определили задачи воспитывать у молодого поколения чувство прекрасного, самыми демократическими по духу стали считаться уроки пения. В статье приводится список конкретных мер, направленных на осуществление этой задачи, дается статистика роста женских государственных, ведомственных и частных школ и гимназий. Описывается роль А. В. Никольского в становлении женского музыкального образования. Приводятся архивные данные об учителях светского и духовного пения в московских школах и привилегированных институтах. Дается характеристика «Программы пения для московских городских начальных училищ», составленной Никольским. Вывод: накануне Октябрьского переворота Россия достигла выдающегося уровня общешкольного музыкального образования, женщины стали не только основой большинства хоровых коллективов, но приобщились и к регентской профессии.
Настоящей публикацией каталога материалов, вышедших в белградской русскоязычной газете «Новое время» за 1925 год, продолжается проект «Слово о музыке в Русском зарубежье: аннотированный указатель статей русскоязычной газетной периодики Русского зарубежья».
В каталоге собрана вся известная информация о духовных концертах Степана Аникиевича Дегтярева и публикуются вновь найденные произведения. Впервые даны сведения о существующих аудио- и видеозаписях (приведены ссылки на интернет-публикации и библиографические материалы). Каждое произведение описано максимально подробно и имеет инципит (нотный текст начала концерта).