2013 № 7
В седьмом выпуске журнала представлены работы (статьи и рецензии), посвященные главным образом русской музыке XIX—XX веков, а также очерк о незаслуженно малоизвестном каталонском и британском композиторе XX века. Как обычно в нашем журнале, некоторые статьи снабжены звучащими иллюстрациями.
Журнал печатается по решению Ученого совета Государственного института искусствознания.
Д.С. Бортнянский и П.И. Чайковский были людьми разных поколений, и в силу этого их художественные идеалы и стилистические системы существенно различались. Однако имена двух композиторов неразрывно слились в «Полном собрании духовно-музыкальных сочинений Бортнянского в редакции Чайковского», выпущенном издательством П.И. Юргенсона. Редакторская работа Чайковского анализируется в предлагаемой работе в источниковедческом и хронологическом ракурсах, организационном, структурном и стилистическом аспектах.
В статье рассматриваются архивные дела, относящиеся к созданию, деятельности и ликвидации Хоровой секции Драмсоюза (агентства по защите авторских прав) в 1920-х годах. Эта секция включала в себя авторов церковно-музыкальных композиций и была весьма многочисленной. Материалы Драмсоюза важны для истории православного церковного пения в советский период: они нередко могут служить объяснением путей формирования клиросного репертуара в последующие десятилетия. Кроме того эти материалы имеют высокую общеисторическую ценность, в заостренной, парадоксальной, иной раз анекдотической форме раскрывая противоречия двадцатых годов.
В статье сделана попытка проследить пути влияния биографического контекста создания романа-симфонии «Лабиринты» Н. Н. Сидельникова на содержание и структуру этого сочинения.
Первый на русском языке очерк жизни и творчества испанского (каталонского), а затем британского композитора, ученика Шёнберга Роберто Герхарда (1896–1970). Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Маргиналы музыки XX века». Как и предыдущие очерки этого цикла, опубликованные в журнале «Искусство музыки. Теория и история» («Джачинто Шельси», № 1–2, 2011; «Жан Барраке», № 3, 2013), текст снабжен многочисленными нотными примерами и звуковыми иллюстрациями.
Статья основана на материале двух комментариев, подготовленных автором для четвертой книги «Странствий Глинки», посвященной путешествию на Кавказ в 1823 г. Предлагаемые читателю наблюдения призваны расширить, уточнить или даже изменить наши представления об окружении и о характере общения Глинки.. Это связано с обнаружением доселе вовсе не известных фактов, с обновлением представлений о культурно-историческом контексте раннего этапа биографии М.И. Глинки. Его знакомства, состоявшиеся во время пребывания на Кавказских минеральных водах, практически не исследованы в биографической литературе – достаточно назвать имена Н.И. Петровского-Муравского, В.Ф. Тимковского или А.С. Меншикова. А ведь они, безусловно, сыграли неординарную роль в человеческом и, вероятно, в творческом становлении юного композитора. Оживить эти фигуры для нашего современника – главная задача, которую решал автор; для этого вновь, как и в ряде предыдущих работ, применен метод культурологического комментария.
Рецензия посвящена одной из капитальных работ последнего времени по истории русской музыки и одному из наиболее значительных исследований творчества М.П. Мусоргского.
Рецензия посвящена трем петербургским изданиям последнего времени, в центре которых – судьбы выдающихся деятелей истории русской музыки второй половины XIX – начала ХХ веков.
Члены редакционной коллегии коллективной монографии «История русской музыки в десяти томах» рассказывают о судьбе этого издания, создававшегося на протяжении более чем трех десятков лет коллективом Государственного института искусствознания (ранее ВНИИИ) и завершенного в 2012 году.