2016 № 15

Последний в уходящем 2016 году номер журнала ИМТИ охватывает следующий круг тем: проблематика методологии музыкознания представлена статьей киевского исследователя С.В. Тышко; эпизод биографии крупнейшего российского музыкально-театрального деятеля XIX века А.М. Гедеонова восстановлен в очерке С.К. Лащенко; вопросы рецепции малеровского наследия в еврейской национальной культуре ХХ века рассмотрены израильским музыковедом Ю.В. Крениной; тему музыкальности поэзии на примере композиторских интерпретаций стихотворений А. Блока поднимает Ю.М. Опарина; краткую информацию о новом (2015 года) сочинении Кшиштофа Пендерецкого дает автор из Армении К.А. Джагацпанян; обширная публикация ранее не обнародованной переписки либреттиста В.И. Бельского с семейством его соавтора Н.А. Римского-Корсакова и материалов к ней предложена М.П. Рахмановой; завершает номер статья А.В. Лебедевой-Емелиной о нескольких кандидатских диссертациях последнего времени, защищенных в Московской консерватории, которые посвящены европейской музыке барокко и классицизма.

Статьи
Из опыта комментария к текстам музыкантов: «медленное чтение» или чтение с остановками?

В статье в очередной раз аргументируется разрабатываемый автором подход к комментарию вербальных и музыкальных текстов. Характеризуются пути современной модификации известного метода «медленного чтения» и его превращение в метод «чтения с остановками». На материале нескольких комментариев, относящихся к самым различным сферам музыкознания и музыкальной культурологии (факты биографий М.И. Глинки и А.С. Пушкина, отношение к обиходному напеву в одном из песнопений «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова, переломный момент в творческой биографии пианиста В.С. Горовица и проч.), продемонстрирована жизнеспособность предложенной автором концепции комментария и, в частности, возможность с ее помощью по-новому интерпретировать тексты музыкантов.

Директор императорских театров А.М. Гедеонов: московские истоки Санкт- Петербургской театрально- административной карьеры (продолжение) Неизвестный «роговой проект» и его судьба

Рассматривается неизвестный ранее эпизод истории русской роговой музыки и роль в нем А.М. Гедеонова. Впервые восстанавливается маршрут европейских гастролей русского рогового оркестра в 1830-е годы и контрактные условия, принятые на себя музыкантами. Устанавливается значение А.М. Гедеонова, И.Н. Утермарка и П.М. Козлова как инициаторов и организаторов поездки. Анализируются особенности концертной деятельности исполнителей, программа их выступлений, а также отношение европейской публики к русским музыкантам и русскому роговому искусству.

О восприятии Малера в Израиле: возвращение домой?

В статье прослеживается эволюция восприятия музыки Малера в подмандатной Палестине и Израиле: от сравнительно сдержанного отношения, обусловленного, в частности, идейными и религиозными разногласиями внутри израильского общества, до трактовки искусства Малера как своего рода символа возрожденного Израиля. Особое внимание уделено произведениям современной израильской литературы, содержание которых так или иначе связано с музыкой Малера.

Верлибр Александра Блока и проблема его музыкальной интерпретации

Статья посвящена проблеме музыкальности поэзии и, в частности, анализу «звукосмысла» стихотворения-верлибра А. Блока. Утверждается, что, внешне приближаясь к прозе, по сути верлибр у Блока остается стихом и — более того — поэзией в полной мере. Особенности музыкального воплощения поэтической интонации верлибра рассмотрены на примере трёх композиторских прочтений стихотворения «Ночь. Город угомонился…» (А. Раскатова, А. Бузовкина, Г. Банщикова).

Приношение Кшиштофа Пендерецкого

В статье рассматривается Псалом 3 для хора без сопровождения Кшиштофа Пендерецкого — произведение, написанное им в 2015 году специально к столетию Геноцида армян в Османской империи.

Рецензии
Квалификационное музыковедение

В статье идет речь о музыковедческих диссертациях, защищенных в классе Р.А. Насонова в Московской консерватории. Три работы исследуют европейскую музыку барокко и классицизма: Антоненко Е.Ю. Церковная музыка Бальдассаре Галуппи: проблемы изучения и исполнения (2013), Жданов В.А. Духовный концерт в творчестве северонемецких композиторов второй половины XVII века (2015), Ноговицына К.А. Светский вокально-инструментальный концерт в творчестве Бьяджо Марини и его североитальянских современников (2016). Исследования выполнены на высоком научном уровне, имеются нотные расшифровки.

Публикации
Письма В.И. Бельского к Андрею Николаевичу и Михаилу Николаевичу Римским-Корсаковым

Публикация писем либреттиста поздних опер Н.А. Римского-Корсакова, В.И. Бельского, эмигрировавшего после революции в Югославию, к жившим в Ленинграде сыновьям композитора (1933–1945), с приложением биографических документов о Бельском и комментариями.