2021 № 25
Комплект материалов, посвященных работе Б. В. Асафьева над наследием М. П. Мусоргского, состоит из трех взаимосвязанных между собой частей: 1) вступительная статья; 2) неопубликованная переписка Б. В. Асафьева с П. А. Ламмом с января по февраль 1928 года; 3) первая версия статьи Б. В. Асафьева «Почему надо исполнять “Бориса Годунова” Мусоргского в подлинном виде?». На основе архивных материалов из фондов Российского государственного архива литературы и искусства, Российского национального музея музыки и Музея Большого театра России представлена панорама творческих, научных и организационных задач, возникших в начале 1928 года в период активной подготовки премьеры оперы «Борис Годунов» в ГАТОБ (16 февраля) и написания сборника статей «К восстановлению “Бориса Годунова” Мусоргского». Впервые показан конфликт между коллегами по «восстановлению подлинного Мусоргского» Б. В. Асафьевым и П. А. Ламмом, приведший впоследствии к неприятию П. А. Ламмом асафьевской оркестровки оперы «Хованщина» (1931), и прекращению совместной работы двух ученых по публикации Полного собрания сочинений М. П. Мусоргского.
Ключевые слова
М. П. Мусоргский, Б. В. Асафьев, Игорь Глебов, П. А. Ламм, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Римский-Корсаков, опера «Борис Годунов», ГАТОБ.
В данной публикации представлена первая авторская версия статьи Б. В. Асафьева «Почему надо исполнять “Бориса Годунова” Мусоргского в подлинном виде?». Текст приводится по машинописному чистовику, сохранившемуся в фонде П. А. Ламма в Российском государственном архиве литературы и искусства. Второй вариант текста этой статьи опубликован и широко известен. Однако для понимания сути научно-творческого конфликта, возникшего между Б. В. Асафьевым и П. А. Ламмом по поводу этого асафьевского текста, а затем разросшегося до разногласий в понимании творчества Мусоргского в целом, необходима публикация первого варианта статьи.
Ключевые слова
М. П. Мусоргский, Б. В. Асафьев, опера «Борис Годунов», Н. А. Римский-Корсаков, Государственный академический театр оперы и балета.
Статья посвящена первому периоду деятельности Сектора истории музыки ГИИ – годам, предшествующим выходу постановления ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба» 1948 года, оказавшему разрушительное воздействие на исследовательскую деятельность музыковедов. Планы и научные разработки, подвергшиеся в тот год трансформации или запрету, до сих пор представляют ценный базовый материал для исследований.
Ключевые слова
ГИИ, Сектор истории музыки, Асафьев Б. В., Гарбузов Н. А., Ферман В. Э., Ливанова Т. Н., Конен В. Д., Келдыш Ю. В.
Статья является первым опытом рассмотрения биографии и трудов Надежды Туманиной – известного отечественного музыковеда, сотрудника Московской консерватории (1944–1968) и Государственного института искусствознания (1951–1968). В приложении публикуется список работ Туманиной, также составленный впервые по разным источникам.
Ключевые слова
Н. В. Туманина, В. Э. Ферман, Т. Н. Ливанова, Мусоргский, Вебер, Вагнер, Великая отечественная война, диссертация, история русской музыки, Чайковский.
Проект «Памятники русского музыкального искусства», который осуществляли сотрудники Сектора музыки Государственного института искусствознания в 1960–90-х годах, воскресил из небытия многие страницы отечественной музыки XVI–XVIII веков. К опубликованным раритетам относятся певческие руководства, вокальная, инструментальная музыка, ранние русские оперы. Проект, инициированный в конце 1940-х Б. В. Асафьевым, имеет смысл возобновить на современном этапе, так как нотная серия «Памятников» не имеет границ. Ныне можно было бы продолжить публикацию оперного наследия русских композиторов, расширив исторические границы до XIX века, а также публикацию светской и духовной хоровой музыки и инструментальных сочинений, если бы проект был поддержан министерством и фондами как приоритетный для отечественной культуры.
Ключевые слова
«Памятники русского музыкального искусства», русская музыка XVI–XVIII веков, Государственный институт искусствознания, Сектор музыки, Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, Е. М. Левашев, М. В. Бражников.
Приложения 1 и 2 к очерку деятельности Бориса Доброхотова по обнаружению, восстановлению и изданию сочинений отечественной классики (1946–1988), опубликованному в предыдущем номере нашего журнала: список публикаций учёного и нотные примеры, не вошедшие в основной текст статьи.
Ключевые слова
Б. В. Доброхотов, А. Алябьев, И. С. Бах, А. Вивальди, С. Рахманинов, А. Верстовский, переложения, редактирование.