2021 № 25

Статьи
Русский музыкальный минимализм: «максималистский» подход
Русский музыкальный минимализм может рассматриваться как «постмодернистское», национальное, культурно обусловленное ответвление американского минимализма (раннего), впервые давшее о себе знать в Советском Союзе первой половины 1970-х годов. Первое поколение советских «минималистов» представлено такими фигурами, как Владимир Мартынов (р. 1946), Александр Кнайфель (р. 1943), Николай Корндорф (1947–2001), Александр Рабинович-Бараковский (р. 1945) и Георгий Пелецис (р. 1947); среди наиболее известных представителей следующего поколения – Сергей Загний (р. 1960), Павел Карманов (р. 1970) и Антон Батагов (р. 1965). Музыка названных «минималистов» может быть сходна с американским минимализмом в том, что касается стиля и техники, но отличается от него прежде всего тем, что функционирует как своего рода дискурс, несущий важные, существенные смыслы. Этот аспект, часто именуемый «максималистским», придает русскому музыкальному минимализму парадоксальные черты, поскольку значимость сообщаемых музыкой смыслов вступает в явное противоречие с простотой ее форм и минималистичностью означающих. «Гибридная» природа явления дает поводы для дискуссий. В настоящей статье я рассматриваю русский музыкальный минимализм как целостный эстетический и композиционно-технический феномен, сопоставляя его с американским минимализмом и выясняя, как названные композиторы, восприняв музыку американских минималистов, создали собственный, русский, во многом проблематичный вариант. Я уделяю внимание также некоторым случаям сотрудничества между русскими минималистами и западными музыкантами (Мартынов и Кронос-квартет, Батагов и Филип Гласс). Материал статьи частично основан на интервью, взятых мной у русских композиторов и музыковедов.
Публикации
Б. В. Асафьев в работе над наследием М. П. Мусоргского (1928). Публикация эпистолярных материалов и архивных документов

Комплект материалов, посвященных работе Б. В. Асафьева над наследием М. П. Мусоргского, состоит из трех взаимосвязанных между собой частей: 1) вступительная статья; 2) неопубликованная переписка Б. В. Асафьева с П. А. Ламмом с января по февраль 1928 года; 3) первая версия статьи Б. В. Асафьева «Почему надо исполнять “Бориса Годунова” Мусоргского в подлинном виде?». На основе архивных материалов из фондов Российского государственного архива литературы и искусства, Российского национального музея музыки и Музея Большого театра России представлена панорама творческих, научных и организационных задач, возникших в начале 1928 года в период активной подготовки премьеры оперы «Борис Годунов» в ГАТОБ (16 февраля) и написания сборника статей «К восстановлению “Бориса Годунова” Мусоргского». Впервые показан конфликт между коллегами по «восстановлению подлинного Мусоргского» Б. В. Асафьевым и П. А. Ламмом, приведший впоследствии к неприятию П. А. Ламмом асафьевской оркестровки оперы «Хованщина» (1931), и прекращению совместной работы двух ученых по публикации Полного собрания сочинений М. П. Мусоргского.

Ключевые слова

М. П. Мусоргский, Б. В. Асафьев, Игорь Глебов, П. А. Ламм, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Римский-Корсаков, опера «Борис Годунов», ГАТОБ.


Почему надо исполнять «Бориса Годунова» Мусоргского в подлинном виде?

В данной публикации представлена первая авторская версия статьи Б. В. Асафьева «Почему надо исполнять “Бориса Годунова” Мусоргского в подлинном виде?». Текст приводится по машинописному чистовику, сохранившемуся в фонде П. А. Ламма в Российском государственном архиве литературы и искусства. Второй вариант текста этой статьи опубликован и широко известен. Однако для понимания сути научно-творческого конфликта, возникшего между Б. В. Асафьевым и П. А. Ламмом по поводу этого асафьевского текста, а затем разросшегося до разногласий в понимании творчества Мусоргского в целом, необходима публикация первого варианта статьи.

Ключевые слова

М. П. Мусоргский, Б. В. Асафьев, опера «Борис Годунов», Н. А. Римский-Корсаков, Государственный академический театр оперы и балета.



По материалам прошедших конференций
Сектор истории музыки ГИИ: люди, документы и планы первых лет

Статья посвящена первому периоду деятельности Сектора истории музыки ГИИ – годам, предшествующим выходу постановления ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба» 1948 года, оказавшему разрушительное воздействие на исследовательскую деятельность музыковедов. Планы и научные разработки, подвергшиеся в тот год трансформации или запрету, до сих пор представляют ценный базовый материал для исследований.

Ключевые слова

ГИИ, Сектор истории музыки, Асафьев Б. В., Гарбузов Н. А., Ферман В. Э., Ливанова Т. Н., Конен В. Д., Келдыш Ю. В.



Надежда Васильевна Туманина и два периода её исследовательской деятельности

Статья является первым опытом рассмотрения биографии и трудов Надежды Туманиной – известного отечественного музыковеда, сотрудника Московской консерватории (1944–1968) и Государственного института искусствознания (1951–1968). В приложении публикуется список работ Туманиной, также составленный впервые по разным источникам.

Ключевые слова

Н. В. Туманина, В. Э. Ферман, Т. Н. Ливанова, Мусоргский, Вебер, Вагнер, Великая отечественная война, диссертация, история русской музыки, Чайковский.



«Памятники русского музыкального искусства»: история проекта

Проект «Памятники русского музыкального искусства», который осуществляли сотрудники Сектора музыки Государственного института искусствознания в 1960–90-х годах, воскресил из небытия многие страницы отечественной музыки XVI–XVIII веков. К опубликованным раритетам относятся певческие руководства, вокальная, инструментальная музыка, ранние русские оперы. Проект, инициированный в конце 1940-х Б. В. Асафьевым, имеет смысл возобновить на современном этапе, так как нотная серия «Памятников» не имеет границ. Ныне можно было бы продолжить публикацию оперного наследия русских композиторов, расширив исторические границы до XIX века, а также публикацию светской и духовной хоровой музыки и инструментальных сочинений, если бы проект был поддержан министерством и фондами как приоритетный для отечественной культуры.

Ключевые слова

«Памятники русского музыкального искусства», русская музыка XVI–XVIII веков, Государственный институт искусствознания, Сектор музыки, Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, Е. М. Левашев, М. В. Бражников.





Исследовательские базы данных
Борис Доброхотов – исследователь и редактор. Часть 2

Приложения 1 и 2 к очерку деятельности Бориса Доброхотова по обнаружению, восстановлению и изданию сочинений отечественной классики (1946–1988), опубликованному в предыдущем номере нашего журнала: список публикаций учёного и нотные примеры, не вошедшие в основной текст статьи.

Ключевые слова

Б. В. Доброхотов, А. Алябьев, И. С. Бах, А. Вивальди, С. Рахманинов, А. Верстовский, переложения, редактирование.



DOI
DOI