2024 №30
Статьи
Музыкальное наследие государевых певчих дьяков: итоги и перспективы проекта
Статья посвящена проекту «Музыкальное наследие Петровской эпохи: государственные торжества и богослужебное пение», поддержанному Российским фондом фундаментальных исследований в 2020–2022 годах. Важнейшим результатом проекта являются пять выпусков из запланированной серии изданий. Исследования и публикации проекта основаны главным образом на нотных рукописях государевых певчих дьяков, хранящихся в Оружейной палате Российского государственного архива древних актов. Предваряя публикацию инципитного каталога служб двунадесятым праздникам, составленного Л. В. Кондрашковой, статья раскрывает особенности данной научной работы. Автор обосновывает перспективы дальнейших исследований в этой сфере.
Ключевые слова Петровская эпоха, государевы певчие дьяки, Архив Оружейной палаты, Службы благодарственные, двунадесятые праздники, рукописи.
Ключевые слова Петровская эпоха, государевы певчие дьяки, Архив Оружейной палаты, Службы благодарственные, двунадесятые праздники, рукописи.
Службы Рождеству Богородицы, Воздвижению Креста Господня, Введению во храм Пресвятой Богородицы. Описание рукописных источников, инципитный каталог, источниковедческие таблицы
Данные материалы представляют собой результат исследования рукописей государевых певчих дьяков в Архиве Оружейной палаты в Российском государственном архиве древних актов. В этих рукописях зафиксированы песнопения трех двунадесятых праздников: Рождества Богородицы, Воздвижения Креста Господня, Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впервые выполнено описание 37 певческих книг – партий дискантов, альтов, теноров и басов, с учетом их названий, формата, блока и переплета, использующихся ключей, имеющихся записей и особенностей состава. Специфика рукописного собрания государевых певчих отражается в источниковедческих таблицах с полистным описанием, указанием заголовков песнопений, их гласов, места в службе и т.п. Впервые публикуются инципиты всех песнопений, как многоголосных, так и одноголосных, а также фотокопии рукописей.
Ключевые слова Музыкальное наследие Петровской эпохи, государевы певчие дьяки, двунадесятые праздники, инципитный каталог, певческие рукописи, партесное многоголосие, песнопения.
Ключевые слова Музыкальное наследие Петровской эпохи, государевы певчие дьяки, двунадесятые праздники, инципитный каталог, певческие рукописи, партесное многоголосие, песнопения.
Сектор музыки ГИИ, его сотрудники и труды: исторические очерки
В этой подборке представлены материалы разных жанров, — очерк, интервью, статьи, — объединенные общей темой памяти о личности и трудах коллег. Все они были частью программы Круглого стола сектора истории музыки «Памятные даты 2022/2023», прошедшего 30 ноября 2022 года.
Ключевые слова Сектор музыки ГИИ, памятные даты, М. П. Рахманова, П. Е. Вайдман.
Ключевые слова Сектор музыки ГИИ, памятные даты, М. П. Рахманова, П. Е. Вайдман.
Марина Рахманова: какой я ее запомнила
Мемориальный очерк о многолетней сотруднице Государственного института искусствознания, докторе искусствоведения Марине Павловне Рахмановой (1947–2022).
Ключевые слова М. П. Рахманова, Государственный институт искусствознания, воспоминания, история русской музыки.
Ключевые слова М. П. Рахманова, Государственный институт искусствознания, воспоминания, история русской музыки.
О книге О. Е. Левашевой «Эдвард Григ»
Статья посвящена замечательной научной работе музыковеда, доктора искусствоведения и ведущего научного сотрудника ГИИ О. Е. Левашевой. Монография «Эдвард Григ» стала одной из первых биографических книг сектора музыки о зарубежном композиторе. Этапы подготовки материалов научного исследования и защиты издания в качестве докторской диссертации, как выясняется из архивных документов, были связаны с поворотными моментами развития музыкознания в нашей стране. В статье приведены фрагменты живого коллегиального обсуждения проблематики монографии, и шире — сочетания литературных и исторических задач, решаемых музыковедами. Трактовка «научной биографии», предложенная Левашевой, уверенно корреспондирует с сегодняшним днем и способна многое подсказать современным исследователям, избирающим этот жанр.
Ключевые слова О. Е. Левашева, Э. Григ, И. Ф. Петровская, научная биография.
Ключевые слова О. Е. Левашева, Э. Григ, И. Ф. Петровская, научная биография.
Театральные Штудии М. Д. Сабининой под занавес ХХ века (по материалам личного архива)
Статья, основанная на документах из архива известного музыковеда М. Д. Сабининой, посвящена судьбе монографии «Взаимодействие музыкального и драматического театров в ХХ веке», ожидавшей своего часа 20 лет и опубликованной посмертно. Рассматриваются подготовительные материалы к работе, дающие возможность проникнуть в тайны исследовательского метода, а также не вошедшие в книгу тексты и планы, в том числе возникшие уже после того, как рукопись была отклонена издательством, и представляющие собой творческое развитие первоначального замысла в ином, не столько теоретическом, сколько панорамно-историческом ключе.
Ключевые слова М. Д. Сабинина, театральная музыка, книги о театре, архивные материалы.
Ключевые слова М. Д. Сабинина, театральная музыка, книги о театре, архивные материалы.
«Никого так не любил и не люблю, как Вас» Петр Сувчинский и Игорь Стравинский: страницы дружбы
Данная статья является частью готовящейся коллективной монографии «Пространство Стравинского», в которой рассматриваются новые факты биографии Стравинского его последнего десятилетия, обстоятельства приезда в СССР в 1962 году и многое иное, для чего планируется привлечь новые документы из «Фонда Ф.И. Стравинского и его сыновей».
Материалы переписки И.Ф. Стравинского и П.П. Сувчинского, опубликованные в 2024 году в книге «И.Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Том IV», только начинают входить в научный оборот. И в данной статье фактически даются подробные комментарии к цитируемым письмам. И.Ф. Стравинский, уехав в США, живо интересовался новостями парижской музыкальной жизни. В свою очередь П.П. Сувчинский не просто информировал о событиях своего старинного друга, но и взял на себя функцию «охранителя» его творческих интересов. Он также был активным посредником между ним и советскими музыкантами, стремившимися пропагандировать творчество Стравинского на его родине. И, наконец, еще одним сюжетом статьи является тема судьбы архива Стравинского. Позиция П.П. Сувчинского, которого композитор видел в качестве архивариуса, кардинально разошлась со взглядами вдовы, Веры Стравинской, о чем свидетельствует переписка П.П. Сувчинского с племянницей композитора К.Ю. Стравинской, фрагменты из которой публикуются впервые.
Ключевые слова Игорь Стравинский, Петр Сувчинский, переписка, Жильбер Ами, Пьер Булез, Лучано Берио, Оливье Мессиан.
Материалы переписки И.Ф. Стравинского и П.П. Сувчинского, опубликованные в 2024 году в книге «И.Ф. Стравинский. Переписка с русскими корреспондентами. Том IV», только начинают входить в научный оборот. И в данной статье фактически даются подробные комментарии к цитируемым письмам. И.Ф. Стравинский, уехав в США, живо интересовался новостями парижской музыкальной жизни. В свою очередь П.П. Сувчинский не просто информировал о событиях своего старинного друга, но и взял на себя функцию «охранителя» его творческих интересов. Он также был активным посредником между ним и советскими музыкантами, стремившимися пропагандировать творчество Стравинского на его родине. И, наконец, еще одним сюжетом статьи является тема судьбы архива Стравинского. Позиция П.П. Сувчинского, которого композитор видел в качестве архивариуса, кардинально разошлась со взглядами вдовы, Веры Стравинской, о чем свидетельствует переписка П.П. Сувчинского с племянницей композитора К.Ю. Стравинской, фрагменты из которой публикуются впервые.
Ключевые слова Игорь Стравинский, Петр Сувчинский, переписка, Жильбер Ами, Пьер Булез, Лучано Берио, Оливье Мессиан.
«Реквием» Мечислава Вайнберга. В диалоге с жанровым каноном
«Реквием» Мечислава (Моисея) Вайнберга соч. 96 для сопрано соло, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра на стихи Дмитрия Кедрина, Федерико Гарсиа Лорки, Сары Тисдейл, Мунетоси Фукагавы, Михаила Дудина и Редьярда Киплинга – масштабное кантатно-ораториальное сочинение, в котором сосредоточены основные черты вокально-симфонического стиля композитора. При жизни Вайнберга оно не исполнялось, предметом музыковедческих исследований не становилось. Автор статьи анализирует структуру, основной тематический материал, систему лейтмотивов и семантику сочинения, рассматривая его в контексте классико-романтической музыкальной традиции бытования жанра реквиема.
Ключевые слова Мечислав (Моисей) Вайнберг, Реквием, заупокойная месса, неканонический текст, кантатно-ораториальный жанр, вокально-симфоническая музыка, семантика, символ, аллюзия, лейтмотив, «Хиросимские пятистишия».
Ключевые слова Мечислав (Моисей) Вайнберг, Реквием, заупокойная месса, неканонический текст, кантатно-ораториальный жанр, вокально-симфоническая музыка, семантика, символ, аллюзия, лейтмотив, «Хиросимские пятистишия».
DOI