2022 № 27

Статьи
«Севильский цирюльник» по-русски

В статье рассматриваются три этапа дореволюционной сценической истории самой репертуарной оперы Дж. Россини. Для первого этапа (1822–1841) характерна конкуренция русской, немецкой и итальянской трупп, а также соперничество двух типов комических опер, «Севильского цирюльника» Россини и «Свадьбы Фигаро» Моцарта.

Второй этап (1843–1882) — золотая эра итальянских трупп в России, триумфы П. Виардо и Д. Арто, ставшие частью русской культурной мифологии. Переходный период русской труппы, вступившей в конкуренцию с итальянцами на поле европейского репертуара. Петербургская постановка «Севильского цирюльника» 1882 года как жесткий экзамен русской труппы, при судействе русской критики.

На третьем этапе (1882–1917) «Севильский цирюльник» по-русски не только получился, но и имел шумный успех, связанный с участием отечественных звезд мирового уровня: первый среди них — Ф. И. Шаляпин. Успех итальянской оперы в русском варианте оказался столь значительным также благодаря достижениям режиссуры в оперном театре конца XIX и первых десятилетий ХХ века. Опера стала благодатной почвой для актерской и режиссерской импровизации, основой для жанровых трансформаций (в том числе пародийных).

Ключевые слова

«Севильский цирюльник», Дж. Россини, Ф. В. Булгарин, труппа Итальянской оперы, труппа Русской оперы, О. А. Петров, П. Виардо, И. А. Всеволожский, О. О. Палечек, М. А. Славина, Ф. И. Стравинский, В. А. Теляковский, Ф. И. Шаляпин, В. А. Лосский.




Александр Алябьев как создатель инструментальных ансамблей: тексты и контексты

Настоящая статья продолжает серию публикаций о принципах редактирования классического наследия, сформированных в отечественной музыкальной культуре 1930-х — первой половины 1950-х годов. Среди композиторов, чьи сочинения дописывали и переписывали советские редакторы, Александр Алябьев занимает эксклюзивную позицию. В дореволюционный период издавались его вокальные и фортепианные опусы, в литературе имеются также упоминания о симфонии, увертюрах и «полковой» оркестровой музыке. Подавляющее большинство камерно-инструментальных ансамблей Алябьева сохранилось в его архиве в виде одночастных произведений и эскизов; какая-либо иная информация об их бытовании при жизни и после смерти автора отсутствует. В 1947 году началась деятельность Бориса Доброхотова по возрождению данной части наследия композитора. Усилия реставратора, опубликовавшего девять инструментальных ансамблей Алябьева, привели в перспективе к сомнениям в его авторстве. Вывод о принадлежности всего камерно-инструментального корпуса алябьевских сочинений к «советским мистификациям», высказанный Левоном Акопяном в однозначных выражениях, стал поводом для проведения изысканий, направленных на реабилитацию композитора как создателя данного корпуса.

Ключевые слова

А. А. Алябьев, камерно-инструментальные ансамбли, Б. В. Доброхотов, редактирование, дописывание, Л. О. Акопян, доказательства, архив, манускрипты.



История создания и особенности драматургии виленской редакции оперы Станислава Монюшко «Галька»

Опера Станислава Монюшко «Галька» — безусловно главное событие в истории польской оперы; именно благодаря ей был впервые признан незаурядный талант молодого композитора. Однако в музыковедении до сих пор нивелируется тот факт, что две версии оперы — виленская (1847) и варшавская (1857) — существенно различаются по своим жанровым характеристикам и музыкально-сценической драматургии, представляя разные типы музыкальной драмы: камерную лирико-психологическую оперу и симбиоз лирико-психологической драмы и народно-бытовой оперы. Именно виленская редакция «Гальки» определила магистральную линию творчества Монюшко в жанре камерной лирико-психологической оперы. В настоящей статье обрисовывается история создания виленской версии в контексте оперного творчества того времени в России и Европе и проводится сравнение между обеими версиями.

Ключевые слова

С. Монюшко, «Галька», польская опера, В. Вольский, «Русалка», А. С. Даргомыжский, М. И. Глинка, виленская редакция, Варшавская опера, музыкальная драма.



1917–1918 годы: хроника исхода в «землю необетованную» (фрагмент летописи жизни и творчества С. В. Рахманинова)

Летопись жизни и творчества С. В. Рахманинова — фундаментальный научный проект сектора истории музыки ГИИ. Первая часть опубликована в 2017 году (2-е издание, исправленное и дополненное — в 2020-м). В 2022 году вышли в свет единой книгой вторая и третья части. Началась подготовка заключительной части исследования, охватывающей зарубежный период биографии Рахманинова (1918–1943).

«Пилотный» отрывок, предлагаемый в настоящей публикации, охватывает один из самых драматичных периодов в жизни русского музыканта — 1917-й и 1918 годы, время назревавшего решения покинуть революционную Россию и первые усилия по житейской и творческой адаптации в новых условиях, сначала в Скандинавии, затем в США. Запечатленное в документах повествование отражает неумолимый ход событий — от относительно спокойно осуществляемых повседневных творческих планов в начале 1917 года к постепенному нарастанию знаков неблагополучия и тревоги, завершающегося поспешным и рискованным бегством из страны.

Соединенные вместе хроники выбранных двух лет читатель увидит только в этой публикации, так как две разные части Летописи естественным образом разъединяют их: вторая часть заканчивается декабрем 1917 года, следующая часть начинается с 1918-го.

Ключевые слова

С. В. Рахманинов, летопись жизни и творчества, 1917–1918 годы, русские революции, эмиграция.



Композиторская режиссура Эдгара Вареза

В настоящей статье впервые в музыкознании рассматриваются адресованные исполнителям и дирижерам текстовые ремарки в сочинениях Эдгара Вареза 1920-х годов. Его указания важны для изучения, потому что они помогают нам проникнуть в творческий метод композитора и осмыслить его режиссерский язык.

Ключевые слова

Эдгар Варез, композиторская режиссура, оркестр, текст, ремарки, семантика, язык.



Минимализм: русская версия

Русское направление минимализма сформировалось в кругу московских композиторов-концептуалистов в середине 70-х годов и мыслилось как альтернатива советскому официальному искусству. Хотя американская идея минимализма укоренилась на почве русской музыки, американская модель в чистом виде не получила широкого распространения. С другой стороны, некоторые концептуальные аспекты американского минимализма стали ключевыми для русских минималистов.

Композиторы — Александр Рабинович-Бараковский, Владимир Мартынов, Павел Карманов, Антон Батагов и, отчасти, Владимир Николаев и Сергей Загний — представили минимализм в разнообразных формах и видах, отразивших ярко индивидуальный облик каждого автора. В своих произведениях они обозначили минимализм как направление композиторов-интеллектуалов, создающих музыку для интеллектуалов, и с самого начала определили приоритеты: концептуальность, открытость к разным культурам и традициям, новый синкретизм, включающий интерактивность, ритуальность и их сочетания в разных конфигурациях.

На примере произведений двух поколений композиторов можно видеть, что так называемый минимализм в русской музыке имеет весьма самобытные свойства, отличающие его от изначального американского образца.

Ключевые слова

Минимализм, постминимализм, поставангард, московские концептуалисты, новая простота, репетитивность, Александр Рабинович-Бараковский, Владимир Мартынов, Сергей Загний, Павел Карманов, Владимир Николаев, Антон Батагов, Дмитрий Александрович Пригов.



Места, времена, наблюдения на страницах «Воспоминаний» Т. Н. Ливановой. Публикация С. А. Петуховой

Настоящий текст продолжает серию статей, посвящённых трёхтомным «Воспоминаниям» Т. Н. Ливановой (1974–1983), подготовка которых к изданию осуществляется в Государственном институте искусствознания. В статье впервые сделана попытка осмыслить смену времён, особенности мест, впечатления от событий бытовой и художественной жизни, как они виделись автору мемуаров. Параллельную линию рассуждений составили воспоминания самой Рахмановой о тех же местах и событиях, но об иных временах, что придаёт повествованию объём и перспективу.

Ключевые слова

Т. Н. Ливанова, «Воспоминания», жизнь, годы, Москва, театр, кино, чтение, музыка.



DOI
DOI