РУССКИЙ    |    ENGLISH

2011 №№ 1–2

2011 №№ 1–2

ОТ РЕДАКЦИИ

Перед вами — первый номер нового музыковедческого интернет-журнала. Цель журнала — наиболее полно отразить проблематику, которая разрабатывается сегодня академической музыкальной наукой, информировать читателей об актуальных публикациях и новостях современного музыкознания. Избранный формат позволит авторам не огранивать изложение своих идей привычным объемом журнальной публикации. Благодаря этому впервые появляется возможность печатать не только целостные статьи, но и достаточно обширные фрагменты готовящихся к изданию или находящихся в работе книг об искусстве музыки, а также присоединять к текстам звучащие музыкальные примеры и видеозаписи. Предполагается публикация текстов не только на русском, но и на основных европейских языках.

Материалы и информацию о событиях в музыкальной науке просим направлять по адресу: imtijournal@gmail.com

Л.О. Акопян, С.К. Лащенко, М.Г. Раку

Журнал печатается по решению Ученого совета Государственного института искусствознания

СТАТЬИ

Микротоновые системы в отечественной и зарубежной музыке

Проблемы истории и теории музыки, оперирующей интервалами меньше полутона, рассматриваются в пяти очерках: «Из истории микрохроматики», «“Микровселенная” звука. Акустические и эстетические основания музыкальных систем», «О гармонии в микрохроматике», «Учение о гармонии Алоиса Хабы» и «Микрохроматические системы».

Опера Мусоргского «Борис Годунов» на пути к сцене Мариинского театра (1874): факты, герои, версии

Судьба оперы Мусоргского «Борис Годунов» на сцене Мариинского театра (1874) рассматривается с точки зрения Дирекции Императорских театров, цензурного ведомства, Театрально-литературного комитета и исполнителей, занявшихся судьбой произведения мало известного в ту пору отечественного автора. Сопоставленные факты позволяют открыть новые подробности и неожиданные повороты в развитии хрестоматийно известной истории. Особое внимание уделяется обстоятельствам возникновения «мифа об опере “Борис Годунов” и его авторе, Мусоргском». Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Русская Императорская опера. Повседневная жизнь».

Музыкальные баталии в России

Статья посвящена музыкальным баталиям – жанру, весьма популярному в XVIII и начале XIX в. Самым знаменитым произведением такого рода является «Победа Веллингтона, или Битва при Витории» Бетховена. В статье рассматриваются музыкальные баталии, написанные в России в начале XIX века. Дается характеристика батального жанра в музыке, анализируются некоторые произведения Д. Штейбельта, Пачини, неизвестных авторов. В приложении помещен каталог батальных пьес, изданных в России в 1812—1828 годах.

Об ориентализме в опере Стравинского «Соловей»

Статья посвящена феномену ориентализма в опере Стравинского «Соловей» (1908—1914). Мистифицированная китайская манера, присущая музыкальному языку сочинения, анализируется в контексте европейской традиции chinoiserie; эволюция ориентальной идиомы Стравинского в рамках семилетней истории создания оперы рассматривается на широком фоне художественной жизни Санкт-Петербурга и Парижа начала ХХ века.

Джачинто Шельси

Первый на русском языке очерк жизни и творчества итальянского композитора – аристократа и «варвара», ультрамодерниста и неоархаиста, католика и буддиста – Джачинто Шельси (1905—1988), с разбором его музыки всех жанров и творческих периодов, характеристикой его эстетических взглядов и мировоззренческого кредо. Статья представляет собой часть исследовательского проекта «Маргиналы музыки XX века».

Музыкальная эмблема в эпоху иконического поворота: к современной истории одной барочной темы

В статье обсуждаются различные варианты преломления в современном культурном пространстве семантики Арии “Erbarme dich” («Сжалься», № 47) из «Страстей по Матфею» И.С. Баха. Во второй половине ХХ – начале XXI века баховская тема оказалась частью самых разных художественных явлений: кинематографических саундтреков, академических музыкальных композиций, синтетических постмодернистских проектов. Эмблематическая сущность темы откристаллизовалась в контексте оппозиций сакрального / профанного, высокого / низкого, естественного / искусственного…

О музыкальной истории и семантике полночи

В статье прослеживается история, семантика, особенности поэтики музыкального воплощения образа полночи, от XIX века до наших дней, включая «неоготические» трактовки. Важной причиной внимания к избранной теме является формирование диктуемых ею экстремальных и острохарактерных выразительных художественных средств.

ФРАГМЕНТЫ БУДУЩИХ МОНОГРАФИЙ

Испания глазами Глинки: путешествие и остановка в пути

Статья представляет собой главу очередной книги из серии «Странствия Глинки». Пытаясь вжиться в контекст эпохи, наполнить смыслом давно забытые или малоизвестные понятия и образы, возникающие на страницах «Записок» Глинки, авторы акцентируют внимание читателя на восприятии Испании, сложившемся в культурно-художественной среде его современников. Тревелоги А. Дюма, В. Боткина, Р. Форда, Т. Готье, В. Ирвинга, П. Мериме, Ж. Санд, а также письма Ф. Шопена и Ф. Листа представляют собой не только неисчерпаемый источник данных об Испании, но и возможность почувствовать восторг первооткрывателей перед новизной и необычностью этой страны, остававшейся до середины XIX некоей terra incognita для большинства современников Глинки.

«Русский Вагнер» на страницах «Доктора Живаго»

Данная статья — фрагмент книги «Классическая музыка в мифотворчестве советской эпохи», готовящейся к выпуску в издательстве «Новое литературное обозрение», Москва. Рассматривается влияние на роман Пастернака «Доктор Живаго» символистской эстетики, опосредованной вагнеровскими мотивами. Специфика их функционирования в романе определяется интенсивной рецепцией творчества Вагнера в культуре Серебряного века.

Модели музыкальной речи

Настоящая публикация — фрагмент монографии «Музыка в зеркале философской рефлексии исламского мира: классическая теория и современная практика», над которой автор работает в настоящее время. Вниманию читателя представлен первый параграф «Архитектоника музыкальной речи» главы четвертой — «Модели музыкальной речи». Автор не преследует цели показать музыку в зеркале философской рефлексии во всей полноте положений классической теоретической мысли X—XV веков. В центре внимания оказывается установление неоднородности данной рефлексии, обоснование различия ее онтологических принципов, открывающих для нас две разные музыкальные картины мира. Поэтому особое внимание уделяется системообразующим факторам взаимодействия музыкального языка и музыкальной речи, которые позволяют прояснить понятие «исламская музыка» в аспекте особого поведения базовой структуры, определяемой в культуре как мак̣āм.