РУССКИЙ    |    ENGLISH

2018 № 18

2018 № 18

Новый выпуск посвящен актуальным вопросам отечественной и зарубежной музыковедческой науки. В статьях С. Петуховой и Г. Бериашвили рассматриваются проблемы интонационной специфики музыкального искусства – как более общие (Бериашвили), так и конкретные, в связи с сочинениями Рахманинова и Брамса (Петухова). Статья Ю. Векслер раскрывает неизвестные страницы истории восприятия музыки А. Берга и, в частности, его знаменитой оперы «Воццек», в СССР. Выполненный этим же исследователем комментированный перевод воспоминаний Т. Адорно о Берге добавляет новые черты к портрету композитора. Британская исследовательница Т. Уилсон предлагает детальный анализ все еще не опубликованной композиции выдающегося современного российского композитора А. Кнайфеля. Публикация масштабной работы видного специалиста по античной и византийской музыке Е. Герцмана о дефектах современного музыкально-исторического образовании печатается в порядке дискуссии. Редакция надеется, что читатель примет участие в обсуждении проблем, затронутых ученым.

Завершает номер журнала аннотация на только что вышедший новый том энциклопедического издания «Музыкальный Петербург. XIX век. 1801–1861. Т. 14: Материалы к энциклопедии».

СТАТЬИ

К вопросу о применении термина «микротематизм» при анализе камерных сочинений Рахманинова и Брамса

Статья посвящена установлению черт структурного и композиционного сходства между камерными сочинениями Рахманинова и Брамса. Основой для аналогий служит использование обоими авторами метода так называемого микротематизма.

Рецепция Альбана Берга в СССР

Рецепция музыки Берга в России 1920–1930-х годов определяется ленинградской премьерой оперы «Воццек», которой посвящены исследования И.А. Барсовой и О.А. Бобрик. Вместе с тем за их рамками остается довольно большой круг материалов преимущественно из зарубежных архивов: частная переписка, мемуары, статьи в журналах и газетах. Нуждаются в прояснении неосуществленные планы дальнейших постановок «Воццека» в городах СССР, факты исполнения других сочинений композитора, а также некоторые обстоятельства написания и публикации статей Берга, предназначенных для России. В статье предпринята попытка осмысления доступного сейчас круга источников, намечены перспективы дальнейшего исследования рецепции Берга в России.

Воспоминание

Комментированный перевод главы из монографии выдающегося немецкого философа, социолога и музыковеда Теодора Адорно (1903–1969), некоторое время бывшего учеником Берга по композиции. Один из наиболее умных и тонких знатоков творчества учителя, Адорно стал автором многочисленных статей о его творчестве, впоследствии объединенных в книгу «Берг. Мастер незаметного перехода». В основу «Воспоминания» положен некролог, написанный Адорно в 1935 году, и завершенные 20 лет спустя мемуары. Перевод с немецкого и примечания Ю.С. Векслер. На русском языке публикуется впервые.

Теория интонации и исследования о музыкальном жесте: перспективы взаимодействия и синтеза

Среди современных работ о жесте в музыке, есть ряд концепций, весьма близких к теории интонации. Основная задача статьи — выявление аналогий между ними, с целью наметить пути их возможного взаимодействия и синтеза. В статью включён краткий обзор работ и высказываний о жесте крупных мыслителей XX века; затем, дана общая картина исследований о музыкальном жесте последних трёх десятилетий. Особый раздел отведён роли жеста в творчестве современных композиторов академического авангарда. В центральной части статьи разбираются теории музыкального жеста Р. Хаттена, А. Кокса, М. Эмберти и нескольких других авторов. Последние два раздела посвящены моей собственной концепции «отпечатка» жеста в музыкальном пространстве, а также вытекающим из неё возможностям анализа исторического развития музыкального искусства в XX веке.

«В эфире чистом и незримом» (1994): тексты, подтексты и интонации в фортепианном квинтете александра кнайфеля

«В эфире чистом и незримом», строфы с Тютчевым для фортепиано и струнного квартета» (1994)— ключевое произведение в контексте зрелого творчества русского композитора Александра Кнайфеля. Аскетизм выразительных средств и статичный, почти инертный характер гармонии не противоречит тому, что произведение заключает в себе сложный комплекс смыслов. Автор использует разнообразные методы — как музыкальной, так и отчасти лингвистической природы, — не только для того, чтобы передать эти смыслы и облегчить их восприятие, но и для того, чтобы завуалировать их. Некоторые из использованных методов достаточно радикальны и направлены на то, чтобы расширить функции как исполнителя, так и слушателя. Значительная часть позднего творчества Кнайфеля остается неопубликованной; эта статья — первый анализ данного произведения и первое углубленное исследование этих методов, осуществленное в контексте кнайфелевского подхода к музыкальной семантике.

Образование историков музыки: прошлое, настоящее и будущее

Положение в области образования историков музыки оценивается автором как катастрофическое — прежде всего потому, что в консерваторских программах уделяется совершенно недостаточно места изучению музыки Античности и Средневековья, а также музыки неевропейских культур. Вследствие этого понятия и категории, важные для новоевропейской музыки, сплошь и рядом трактуются неверно, поскольку их преемственная связь с музыкальным мышлением далекого прошлого остается непонятой или не выявленной. Автор прослеживает историю того, как складывалось подобное положение, намечает возможные пути его преодоления и приводит позитивные примеры из недавней практики Санкт-Петербургской консерватории.

РЕЦЕНЗИИ

Музыкальный Петербург. XIX век. 1801—1861