2019 № 21

Статьи
«Молитва у креста (Stabat Mater)» А. Ф. Львова и ее историческая судьба

В статье впервые подробно рассматривается одно из значительнейших произведений А.Ф. Львова – «Молитва у Креста (Stabat Mater)». Анализируется история его создания и исполнения в России и Европе, различия в его восприятии и в отношении к нему русской и европейской публики.

Впервые прослеживается история конфликта, инициированного Митрополитом Московским Филаретом, совокупность аргументов, выдвигаемых им против исполнения сочинения Львова в Москве, и те последствия конфликта, которые определили судьбу произведения в дальнейшем.

Впервые доказывается авторство В.А. Жуковского и Н.В. Кукольника в отношении свободного русского перевода латинского текста и анализируется вторая версия вербального текста сочинения Львова, созданная В.В. Бажановым. 

Die Regelung Der Musikurheberrechtsfragen Zwischen Deutschland Und Russland In Den Jahren 1900 – 1917

Der Artikel widmet sich dem Problem der Regelung von Urheberrechtsfragen zwischen der russischen und der deutschen Seite in den 1900-1910er Jahren. Es befasst sich mit der Entstehungsgeschichte des russischen Urheberrechtsgesetzes von 1911. Der Artikel beinhaltet auch eine Analyse der Korrespondenz zwischen Deutschland und Russland zu urheberrechtlichen Fragen im Zusammenhang mit der Berner Übereinkunft von 1886. Es stellt die wichtigsten Gesetze Deutschlands und Russlands vor, die diesen Rechtszweig regeln, und beschreibt die Merkmale des Inkrafttretens der russisch-deutschen Übereinkunft von 1913. Die Hauptquellen für den Artikel sind Quellen und Literatur aus den Beständen deutscher und russischer Archive und Bibliotheken. 

«Я — явный “контр-полистилист”»: творчество Эдисона Денисова и проблема чистоты стиля

В опубликованных высказываниях Э. В. Денисова часто и в разных контекстах упоминаются три понятия: свет, пластика, чистота. Эта триада, по существу образует фундамент эстетических представлений композитора. В частности, категория чистоты ассоциируется с ясностью концепции, свободой от «дешевой литературщины», дурного толка программности и иллюстративности и любых других моментов, потакающих невзыскательным вкусам широкой публики. При такой системе эстетических установок неудивительно, что Денисов выступает противником так называемой полистилистики. Вместе с тем полистилистика, понятая как покушение на чистоту подлинно современного языка путем внедрения в него тональных — то есть, по определению, посторонних и во многом регрессивных — элементов, была для Денисова неким соблазном. История многолетней, проходившей с переменным успехом борьбы композитора с этим соблазном — увлекательнейшая сюжетная линия его творческой биографии, отразившая некую более глобальную тенденцию. В статье приводится ряд примеров из музыки Денисова 1970–1980-х годов, свидетельствующих о том, что убежденному «контр-полистилисту» было нелегко противодействовать нарастающему давлению неприятных и даже враждебных, но чрезвычайно влиятельных тенденций. 

Исторический контекст формирования музыкальной культуры древней Персии: путь к искусству макомат и христианской литургии (опыт исторической реконструкции)

Материалы о музыкальной культуре древней Персии не сохранились; сведения о ней могут быть получены почти исключительно из косвенных источников. Анализируемые данные охватывают период от завоеваний Кира Великого (VI в. до н. э.) до конца правления Сасанидов (VII в. н. э.). В поле внимания автора — такие исторические реалии, как влияние процветавших при Ахеменидах ближневосточных культов на античные дионисийские мистерии и обратное влияние греческой культуры на персидскую вследствие завоеваний Александра Македонского, значение зороастризма, формирование парфянской культуры, связанное с возвращением ирано-персидский традиций, синкретизм кушанской культуры. Отмечается, что культура древней Персии, несмотря на все исторические перипетии, сумела сохранить потенциал автохтонной традиции. Базисная идея персидской музыки, известная как маком и родственная индийской раге, обнаруживает черты сходства с античной идеей нома («закона»). Со временем все три художественные традиции, развиваясь, обретали собственное стилистическое своеобразие; о некоторых особенностях древнеперсидского музыкального мышления можно судить ретроспективно, имея в виду, что его элементы были адаптированы классической музыкой исламского мира и музыкой христианской литургии. 

Презентация книг
Избранные труды по истории и теории музыки

Первое издание избранных трудов выдающегося немецкого музыковеда Карла Дальхауса (1928–1989) на русском языке, со вступительной статьей ученика Дальхауса Михаэля Хайнемана и послесловием составителя сборника, переводчика и автора комментариев Степана Наумовича. Публикуемые работы отражают широту интересов исследователя: новая музыка, теория музыки, история и эстетика музыки. 

Оперные штудии

Книга состоит из трех разделов. Первый, «На романтических подмостках», сосредоточен на масштабных фигурах и значимых явлениях оперного театра XIX века. Во втором разделе подробно рассматривается история раннесоветского (1920–30-е годы) оперного театра. Третий раздел обращен к ситуации современного музыкального театра с его активно обсуждаемыми проблемами. Часть статей перепечатывается из научных изданий 1990–2010-х годов, более половины книги составляют новые тексты. 

История музыки. Исследовательские базы данных
Слово о музыке в русском зарубежье: аннотированный каталог статей русскоязычной газетной периодики рубежа и первой половины 1920-х годов (продолжение)

Настоящей публикацией каталога материалов, вышедших в белградской русскоязычной газете «Новое время» за 1925 год, продолжается проект «Слово о музыке в Русском зарубежье: аннотированный указатель статей русскоязычной газетной периодики Русского зарубежья».