РУССКИЙ    |    ENGLISH

2012 № 5

2012 № 5

В пятом выпуске журнала представлены статьи и отрывки из готовящихся к публикации монографий музыковедов из России, США, Украины. Читатель найдет здесь работы, посвященные явлениям музыкальной культуры разных эпох и стран – от средневековой Армении до современных США и Польши. Как обычно в нашем журнале, некоторые статьи снабжены звучащими иллюстрациями.

СТАТЬИ

Армянское осмогласие и пение по хазам как феномены средневековой христианской культуры

Средневековая армянская гимнография основывается на тех же общих принципах, что и гимнография других церквей, но армянская гимнодия сохранила ряд архаических черт, по-видимому утраченных другими традициями. К числу важнейших категорий средневековой гимнографии относятся невменная (в армянской терминологии – хазовая) нотация и осмогласие – набор восьми канонизированных мелодических моделей, служащий исходным материалом для всей совокупности гимнических напевов. В статье, на примере армянской невменной нотации и армянского осмогласия, выявлены некоторые самые существенные характеристики архаической гимнодии. Показано, что в период позднего средневековья исходная строго упорядоченная, канонизированная система начала рушиться, открывая простор для индивидуального творчества. Статья призвана способствовать «демифологизации» так называемой проблемы хазов, которая в армянской литературе долгое время освещалась не вполне адекватно.

Музыкальная летопись Отечественной войны 1812 года

Статья посвящена малоисследованной теме – непосредственным музыкальным откликам на события Отечественной войны 1812 года в творчестве русских и работавших в России иностранных композиторов.

Директор Императорских театров А.М. Гедеонов: Московские истоки Санкт-Петербургской театрально-административной карьеры

В статье предпринята первая в отечественной науке попытка осветить московский период жизни одного из наиболее авторитетных руководителей Императорских театров – А.М. Гедеонова (1791–1867). Рассматриваются московское окружение Гедеонова, его опыт работы с итальянской труппой, участие в значимых культурных событиях города, непосредственные контакты с организаторами театральной жизни Москвы, которые оказали, по мнению автора, самое непосредственное воздействие на формирование личности Гедеонова как яркого театрального администратора.

Театрализация и драматизация камерных жанров в вокальной музыке Р. Шумана

Публикация представляет собой фрагмент книги «Песенный театр Роберта Шумана». Статья посвящена изучению поздней камерной вокальной музыки Шумана в ее связях с поэзией и театром. Исследуется жанровая эволюция у Шумана на примерах произведений, промежуточных между вокальным циклом и монооперой (соч. 104, 117, 135), вокальным циклом и кантатой (соч. 74, 138). Дано определение понятия «театрализация».

К вопросу рецепции российской музыки за рубежом: русские композиторы-эмигранты в Берлине 1920-х годов

В фокусе данной статьи, основанной на исследовании берлинских русских и немецких газет и журналов 1920 х годов, а также писем и воспоминаний, — значительные события музыкальной жизни «русского Берлина» того времени. Здесь они рассмотрены с различных точек зрения: композиторов, исполнителей и их слушателей (рецензентов).

Киномузыка: теория технологий

Статья посвящена обзору основной литературы по теории технологий киномузыки. Базовые концепции музыки звукового фильма рассмотрены на примерах работ отечественных и зарубежных учёных — польских, немецких, французских, английских и американских.

ФРАГМЕНТЫ БУДУЩИХ МОНОГРАФИЙ

Сонористика в польской фортепианной музыке 1960–80-х годов

Фортепианное творчество Т. Сикорского – редкий пример минимализма в форте-пианной музыке, отразивший тенденции польской сонористики. Сонористические композиции Ю. Лучюка и П. Шиманьского также предлагают исполнителям оригинальный материал, отличающийся эмоциональной и звуковой содержательностью. Данная статья – часть монографии «Польская фортепианная музыка XX века», подготовленной к печати.

Стивен Шварц: от рок-оперы до современного мюзикла

Настоящая публикация – фрагмент монографии «Композиторы – мюзиклу», над которой автор работает в настоящее время. Эта книга посвящена композиторам, определявшим магистральные пути развития мюзикла как нового жанра музыкально-драматического искусства, зародившегося в конце XIX и бурно развивавшегося в XX веке. Данная статья – глава книги, посвященная творчеству знаменитого американского композитора Стивена Шварца.

ПУБЛИКАЦИИ

Хроника памяти. Из американских дневников Артура Лурье

Основу публикации составляют фрагменты американских дневников и воспоминаний Артура Лурье с 1944 го по 1964 год. Мы отобрали записи, посвященные, главным образом, ровесникам и соотечественникам композитора в эмиграции и в России: Анне Ахматовой, Ольге Глебовой-Судейкиной, Сергею Кусевицкому, Александру Гречанинову, Марку Шагалу, Савелию Сорину, Сергею Судейкину и другим. Большинство фрагментов дневников публикуется впервые.