РУССКИЙ    |    ENGLISH

2018 № 19

2018 № 19

СТАТЬИ

Европейский триумф русского композитора Stabat Mater Дж. Перголези – А. Ф. Львова

В статье реконструируется история исполнения Stabat Mater Дж. Перголези – А.Ф. Львова в России и Европе. Анализируются особенности русской версии сочинения европейского композитора. Выдвигается предположение о связи судьбы сочинения с полученным Львовым поручением написать национальный гимн. Рассматривается влияние идей Львова на европейскую музыкальную практику и Р. Вагнера. 

Новое о портрете неизвестного музыканта из собрания музея-усадьбы «Останкино»

Хранящийся в собрании московского музея-усадьбы «Останкино» портрет неизвестного музыканта у клавесина (известный также как портрет композитора И. Е. Фомина) на протяжении длительного времени привлекает внимание отечественных исследователей музыки и живописи XVIII века. Изучение нотной записи на портрете позволило выявить в зарубежных музыкальных архивах уникальные рукописные источники, содержащие обработки записанной на картине мелодии для различных инструментов. Несмотря на то, что личность изображенного на портрете музыканта пока не может быть установлена окончательно, новые сведения позволяют высказать предположения о происхождении загадочного портрета и до некоторой степени уточнить круг лиц, которые могли выступать в качестве портретируемых. 

Библиография как данность и источник (на примере обращения к некоторым теоретическим аспектам изучения творчества Рахманинова)

Статья отражает поэтапные изыскания автора в сфере исследования гармонии и оркестра Рахманинова. Установление авторства и исторической преемственности разработки некоторых теоретических терминов и понятий потребовало расширения круга библиографических источников за счёт ученических текстов (дипломных и курсовых работ), которые обычно не фигурируют в научных трудах. Изучение совокупности работ, объёмные списки которых приведены в приложениях, позволяет обосновать объективную невозможность появления в современных условиях обобщающего фундаментального исследования о музыкальном стиле Рахманинова.

Э. А. Старк и его музыкально- театральные труды

В статье представлены биография и творческий облик Э. А. Старка, музыкально-театрального критика, автора работ по истории оперных постановок Императорских театров и биографических очерков о солистах Императорских театров второй половины XIX – начала XX веков. Приведены новые данные о его судьбе, статьях и книгах, использованы редкие фотографии. Судьбу и деятельность Э. А. Старка пересек резкий цивилизационный перелом революции 1917 года, однако в его трудах культурная традиция театрально-музыкальной критики Серебряного века сохранилась до самого конца. 

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОШЕДШИХ КОНФЕРЕНЦИЙ

Обществу Чайковского двадцать пять лет Симпозиум в Тюбингене (Университет Эберхарда и Карла, 7–9 июня 2018 года)

По случаю своего 25-летия Общество Чайковского совместно с Тюбингенским университетом организовало международный симпозиум, посвященный анализу музыки композитора («Čajkovskij- Analysen – neue Strategien, Methoden und Perspektiven»). Обзор программы симпозиума сопровождается краткой характеристикой деятельности Общества, а также некоторыми наблюдениями над статусом аналитических исследований творчества Чайковского в Германии и России. 

ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

Слово о музыке в русском зарубежье: аннотированный каталог статей русскоязычной газетной периодики рубежа и первой половины 1920-х годов (продолжение)

Настоящей публикацией каталога материалов, вышедших в белградской русскоязычной газете «Новое время» за 1922 год, открывается проект «Слово о музыке в Русском зарубежье: аннотированный указатель статей русскоязычной газетной периодики Русского зарубежья». 

Степан Аникиевич Дегтярев. каталог церковных концертов. Часть 1

В каталоге собрана вся известная информация о духовных концертах Степана Аникиевича Дегтярева и публикуются вновь найденные произведения. Впервые даны сведения о существующих аудио- и видеозаписях (приведены ссылки на интернет-публикации и библиографические материалы). Каждое произведение описано максимально подробно и имеет инципит (нотный текст начала концерта).