РУССКИЙ    |    ENGLISH

2016 № 14

2016 № 14

Тематика статей, публикуемых в № 14 журнала, охватывает вопросы теории русского церковного пения, истории оперного вокала, рецепции западной музыкальной классики в СССР, музыкальной жизни России XX века. В рубриках «Рецензии» и «Презентации» освещаются новые издания. Часть статей снабжена звучащими иллюстрациями.

СТАТЬИ

Ладовое строение знаменных стихир XVII века (на примере догматика первого гласа)

Статья посвящена разработке методов ладового анализа русских знаменных стихир XVII века. Отталкиваясь от идей, высказанных Ю.Н. Холоповым в книге «Гармония. Теоретический курс» (глава «Лады модального типа»), автор статьи выделяет несущие ладовые полихорды и анализирует баланс устоев внутри каждой попевки. Вводятся термины «корневая фигура» и «промежуточный устой». Ставится вопрос об итоговом (суммарном) ладе песнопения, включающем в себя лады отдельных попевок и текстомузыкальных строк. Предлагаются особые способы нотографического и словесно-цифрового именования ладов.

Вагнеровский Heldentenor: от истоков до наших дней

Опираясь на обширное литературное наследие Р. Вагнера и другие документы эпохи, а также на работы отечественных и зарубежных исследователей, автор предпринимает попытку комплексно рассмотреть феномен вагнеровского Heldentenor в исторической перспективе: от истоков до наших дней. В статье освещаются: предпосылки формирования и эволюция вагнеровского вокального стиля, сотрудничество композитора с первыми исполнителями теноровых партий в его операх и с немецкими вокальными педагогами Ф. Шмиттом и Ю. Геем, а также пути развития вагнеровского исполнительства с конца XIX в. до наших дней, в частности, процесс переосмысления и дифференциации представлений о Heldentenor.

Музыка «революционной Франции» в раннесоветской культуре: опыты исторической реанимации

В статье рассматривается история рецепции музыкальной культуры французских революций в раннесоветскую эпоху. На многочисленных примерах прослежены метаморфозы отношения к ней идеологов и художественной элиты, массовых вкусов.

Жизнь и музыка в оккупированном Смоленске и некоторых других советских городах в годы Великой Отечественной войны

Статья посвящена неизвестным аспектам истории Второй мировой войны. В центре внимания — Смоленск, оккупированный с июля 1941-го по сентябрь 1943 года армией III рейха, а также ряд других советских городов, находившихся «под немцами» в определенные периоды Великой Отечественной войны. Рассматриваются социальные, культурные и религиозные аспекты жизни советских граждан при «новом порядке», поднимается тема коллаборационизма. Особое внимание уделяется музыкальной жизни в Смоленске перед началом Великой Отечественной войны и во время оккупации. Работа основана на архивных источниках Государственного архива Смоленской области и Центрального государственного архива высших органов власти и управления Украины. Использованы данные опросов жителей Смоленска, переживших оккупацию. В работе впервые подчеркивается важность изучения истории оккупации для понимания истории культуры русского зарубежья.

Архиерей советской эпохи: певческие репертуары владыки Сергия (Ларина)

Статья посвящена проблематике православного церковного пения в России 1950—60-х годов на примере деятельности в этой области одного из выдающихся архиереев эпохи — архиепископа Сергия (Ларина).

РЕЦЕНЗИИ

Библиографические заметки

ПРЕЗЕНТАЦИИ

Презентации изданий:

монография Н. Ю. Плотниковой о русском партесном многоголосии, сборник памяти Ю. В. Келдыша, новый выпуск серии «Русское православное церковное пение в XX веке»